Новости МТРК

Севказэнерго оснастили, а затем усовершенствовали службу SCADA

Специальное управление и сбор данных. Так переводится названия системы SCADA. Ее в центральной диспетчерской службе начали использовать с декабря 2018-го. Внедрение любой умной системы требует постепенного и систематического подхода, объясняет генеральный директор областной распределительной электросетевой компании Анатолий Казановский.

Чтобы SCADA сегодня успешно работала, понадобилось более 180 млн тенге. Их взяли в рамках инвестиционной программы. Установка была последовательной, проходила в 3 этапа. На это ушло 10 лет.

Анатолий Казановский, генеральный директор АО «СК РЭК»:

— Первый этап АО «СК РЭК» производил установку на подстанциях города и области, на пневмощите 158 подстанций. Мы производили установку контрольных пунктов, которые предназначены для телемеханики. Вторым этапом была установка устройств сбора и передачи данных с них. И третий этап — модернизация каналов связи.

Измерение, прием сигналов, управление — это основные функции системы SCADA. Теперь, если произойдет обрыв линии электропередач, или еще по другой причине пропадет энергия, информация сразу появится на специальном щите.

Здесь есть данные о подстанциях 8 районов и Петропавловска. Именно с ними работает АО «СК РЭК». Таким образом, специалисты смогут еще до звонков потребителей начать устранение неполадок — временно переключить их на резервную подстанцию.

Пока эта функция доступна лишь для областного центра и села Бесколь. Когда система начнет работать в полную мощь, то неполадки можно будет регулировать на всех 158  подстанциях.

Дюсенбай Турганов, первый заместитель генерального директора АО «ЦАЭК»:

-Тут много подстанций. Это позволяет в каком-то роде уже сократить и ремонтный, оперативный персонал. Поменьше недоотпусков электроэнергии было, сокращение наших непроизводительных затрат, которые, в целом, потом отражаются на тарифе. Население не должно страдать.

Практически любую аварию можно предотвратить, если вовремя среагировать. Круглосуточно с помощью видео-стены и индивидуальных мониторов за распределением электроэнергии следят 4 диспетчера. Для удобства их рабочие места тоже сделали автоматизированными.

Удобная, автоматизированная, с возможностью карьерного роста. Такая работа заинтересует североказахстанских студентов. Для их трудоустройства нужно создать все условия,  -подчеркнул Руслан Алишев.

Руслан Алишев, заместитель акима СКО:

— Чтобы мы могли ребят уже заранее готовить, у нас сейчас такой проект с университетом отрабатывается. Это инициатива акима области была, что когда студент поступает на первый курс, он сразу начинает какой-то проект отрабатывать и к 4-му курсу он заканчивает не только с дипломом, но и защищает готовый технологический проект. Мы будем просить компанию, чтобы она участвовала в судьбе этого студента.

Анатолий Казановский, генеральный директор АО «СК РЭК»:

— За последние два года к нам было принято на работу три студента по такой программе. Мы с ними начали заниматься с третьего курса, выдали дипломные работы. Это машиностроительный университет при СКГУ. Факт, что из троих только один остался у нас работать.

Работу по привлечению молодых кадров нужно продолжить. Также заместитель главы региона отметил важность создания обратной связи с потребителями. Она должна стать частью действующей умной системы.

Руслан Алишев, заместитель акима СКО:

— Вы уже начали работать и сразу оперативно. Я условно говорю, через смс, через телеграмм канал людям сообщили, что есть проблема, мы ее решим через такое время.

О том, что бригада выехала устранять неполадки с электричеством диспетчеры, потребителям сообщают по телефону. В будущем этот механизм тоже хотят автоматизировать.

 

 

Дарья Пышмынцева