Народ в потоке истории

В Петропавловске почтили память североказахстанцев — жертв политических репрессий

Военная угроза и классовая борьба за социализм. Такие мотивы двигали сталинскую власть на преступления против своего же народа. Репрессии начались в 20-е годы прошлого века, в 30-е они обрели массовый характер.

Расстрел или ссылка, депортация, голодомор. Мемориал символизирует эти испытания, через которые пришлось пройти миллионам людей. Североказахстанцы собрались почтить их память и возложили цветы.

Руслан Алишев, заместитель акима СКО:

— В Казахстане было репрессировано более 103 тысяч человек. Более 20 тысяч было расстреляно. Почти каждый пятый был спецпоселенцем. Люди умирали в пытках и унижениях в 11 концлагерях. В СК было репрессировано более 7 600 человек, около 1,5 тыс было расстреляно.

Увековечить их имена решил Болат Сагиндыков. Этот мемориал в Петропавловске построили в 2005 году по его инициативе. Отец аксакала, он был основателем колхоза «Бостандык» ныне Мамлютского района, тоже оказался в числе «врагов народа».

В 37 году он был расстрелян. Сегодня жертвы политических репрессий реабилитированы и вроде бы справедливость восторжествовала. Но многие факты до сих пор остаются под грифом «секретно».

Болат Сагиндыков, Почётный гражданин СКО:

— В 93 году Указом Президента засекретили. Россия рассекретила. А у нас никак нет. Между прочим, по некоторым данным, Хрущёв дал команду уничтожить все документы. Чтобы дело сгладить, он дал команду. Нигде нет сейчас документов. Здесь только с 40-го года в ДУИС.

Неугодным власти мог оказаться любой. Причина ареста тоже. Порой она была абсурдной. Особо беспощадным сталинский террор был к кулакам и интеллигенции. Среди тысячи имён, высеченных на стене памяти, Кульке Аубакирова ищет своего отца — Кулжабая Башшыгулова. Он служил волостным. Когда его забрали, ей было всего 2 года.

Кульке Аубакирова, жительница г.Петропавловска:

— Мы подверглись гонениям. Наш дом забрали под контору. Вечно приходилось скитаться. Плакали. Есть было нечего. Как-то мы поселились в доме одной русской семьи. Нам давали 3-4 варёные картошки. В школу тоже не хотели брать, говорили, что мы враги народа.

Что действительно произошло с Кулжабаем Башшыгуловым, его потомки узнали только 20 лет назад. В сентябре 1937 года, ровно через месяц после задержания, североказахстанца расстреляли. Возложили сегодня цветы и к памятнику Магжану Жумабаеву.

В 30-е годы 20 века великий казахский поэт, общественный деятель тоже оказался в списке врагов народа. Первый венок от акима области Кумара Аксакалова. Среди пришедших почтить память поэта и его племянник, Тасболат Бекенов.

Тасболат Бекенов, племянник М.Жумабаева:

— Магжан с детства отличался от других детей. Толком не играл. Отец рассказывал, что он постоянно сидел возле аксакалов и часами мог слушать их рассказы.

Не пощадила советская власть и семью самого Тасболата Бекенова. За родство с Магжаном Жумабаевым осудили его отца Салимжана.

Тасболат Бекенов, племянник М.Жумабаева:

— Это произошло в 53 году. Сказали, что он, якобы, аплодировал смерти Сталина. За это ему дали 25 лет. Тогда мне было 12. В 57 году отец вернулся домой.

Отдать дань уважения великому сыну казахского народа на площадь пришли почитатели творчества Магжана Жумабаева и молодёжь.

 

Жансулу Тастемирова