Авто и дороги

Пандемия и нелегальные таксисты: на петропавловском автовокзале назвали причины кризиса

Айгерим Мукашева, корреспондент:

— Этот автобус сегодня утром приехал в Петропавловск из села Майбалык Жамбылского района. Привёз только двух пассажиров. И это при том, что после субсидирования цена билета упала на 600 тенге. Сейчас из Майбалыка в Петропавловск билет стоит 1200 тенге. Но, как видите, автобус приехал почти пустой.

Ещё сложнее тем, кто дотаций не получил. В их числе Габит Билялов. 20 лет он ежедневно доставляет пассажиров из сёл в Петропавловск и обратно. Два года назад в его автопарке было четыре 30-местных автобуса. Все прОдал.

Габит Билялов, перевозчик:

— 5 апреля вот эту машину купил, она 16-местная. Купил её, потому что пассажиров нет, я не вытягиваю. Вот по маршруту работаю «Светлое — Петропавловск». Я приехал на вокзал с одним пассажиром. Пассажиропоток очень слабый.

Зато маршруты в близлежащие районы популярны. Алексей Воловик, к примеру, услугами автовокзала пользуется 18 лет. Мужчина живёт в селе Токуши, на работу ездит в Петропавловск.

Алексей Воловик, житель с.Токуши

— Буквально каждые три дня езжу на работу сюда. Еду домой. Мало автобусов. Вот в среду у нас на Токуши, например, вообще нет автобусов, выходной. Не знаешь, как добраться. Здесь, конечно, намного меньше цена. У нас на такси, если ехать в город, 600 тенге. А здесь 312. Состояние автобусов идеальное. Эти автобусы вообще хорошие.

Хорошие, но полупустые. Если до пандемии в день через автовокзал проходило 1,5 тысячи пассажиров, сейчас не больше 700.

Они же сократили маршруты. Было 6-7, осталось 4. А куда больше сокращать. До Мамлютки дорога хорошая.

— Автобус ходил три раза в день в Кондратовку. Вот уже больше 1,5 года у нас нет транспорта. Вот так и добираемся на попутках, автобусах. До сих транспорта нет. Вот так и добираемся, идём 6 км по трассе пешком.

Автобус до Кондартовки попал в число тех, что пришлось сократить. Если раньше с автовокзала отправлялась сотня маршрутов, сейчас всего 45. Два года назад в субсидиях нуждались только 11 направлений. В текущем уже 34. Из бюджета выделили порядка 400 млн тенге для перевозчиков.

Мирхат Абильмажинов, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог СКО:

— Это позволит увеличить пассажиропоток. Так как автовокзал получает доходы только от продажи билетов. А других законодательных путей мы не видим пока. Сейчас на площадке министерства и Палаты предпринимателей обсуждается вопрос, какие можно меры поддержки предоставить, но решения пока нет.

Логично, что чем больше маршрутов и пассажиров, тем выгоднее автовокзалу. Проблема в том, что слишком долго станция простаивала. А выгодное место пустым не бывает. Стали процветать нелегальные перевозки. Из-за еженедельных новых постановлений вокзал то открывался, то закрывался. А нелегальные таксисты пассажиров ждут, независимо от того, в «красной» зоне регион или в «зеленой».

Александра Сысоева, директор ТОО «Петропавловский автовокзал»:

— Нелегальный бизнес существует уже больше 30 лет. Когда было огромное количество маршрутов, маршрутная сеть работала по всем направлениям, мы этого не чувствовали. А сегодня, когда сеть международных и междугородних маршрутов остановилась, это сразу заметно. Напротив автовокзала стоянка. Там ежедневно отправляется около ста такси.

Парковка действительно забита. Таксисты по закону должны оформить ИП, заключить договор с компанией по перевозке людей и иметь страховку на пассажиров. Есть ли этот набор у привокзальных бомбил, выяснить не получилось. Увидев камеру и услышав наши вопросы, они спешно разъехались. Руководство автовокзала заявляет, что не против конкуренции. Но получилось так, что автобусники играют по правилам, а таксисты нет.

Александра Сысоева, директор ТОО «Петропавловский автовокзал»:

— Сегодня мы всеми автовокзалами и автостанциями написали большое письмо о том, чтобы рассмотрели вопрос, как нам оказать эту помощь дотационную. Потому что не только наш автовокзал оказался в заложниках этой проблемы, мы все по всему Казахстану в такой ситуации. Из-за индрайвера, из-за большого количества такси нелегального мы страдаем.

Автовокзалы сейчас на грани закрытия. Пассажиры боятся, что если перевозчики и станция кризис не переживут, нелегальные таксисты станут монополистами. А значит, и цену будут устанавливать на своё усмотрение и вряд ли она будет демократичной. По стране сейчас закрывают автостанции, сокращают маршруты, а нелегальные таксисты пересаживаются с легковушек на микроавтобусы, которые покупают у разорившихся перевозчиков. Руководство автовокзала переживает, как бы не пришлось спустя несколько лет снова возрождать автобусное сообщение и открывать станции. Спасать межгородскую автобусную сеть нужно сейчас.

Айгерим Мукашева