Пандемия и нелегальные таксисты: на петропавловском автовокзале назвали причины кризиса

Авто и дороги

21:26 12 Октября 2021

Айгерим Мукашева, корреспондент:

— Этот автобус сегодня утром приехал в Петропавловск из села Майбалык Жамбылского района. Привёз только двух пассажиров. И это при том, что после субсидирования цена билета упала на 600 тенге. Сейчас из Майбалыка в Петропавловск билет стоит 1200 тенге. Но, как видите, автобус приехал почти пустой.

Ещё сложнее тем, кто дотаций не получил. В их числе Габит Билялов. 20 лет он ежедневно доставляет пассажиров из сёл в Петропавловск и обратно. Два года назад в его автопарке было четыре 30-местных автобуса. Все прОдал.

Габит Билялов, перевозчик:

— 5 апреля вот эту машину купил, она 16-местная. Купил её, потому что пассажиров нет, я не вытягиваю. Вот по маршруту работаю «Светлое — Петропавловск». Я приехал на вокзал с одним пассажиром. Пассажиропоток очень слабый.

Зато маршруты в близлежащие районы популярны. Алексей Воловик, к примеру, услугами автовокзала пользуется 18 лет. Мужчина живёт в селе Токуши, на работу ездит в Петропавловск.

Алексей Воловик, житель с.Токуши

— Буквально каждые три дня езжу на работу сюда. Еду домой. Мало автобусов. Вот в среду у нас на Токуши, например, вообще нет автобусов, выходной. Не знаешь, как добраться. Здесь, конечно, намного меньше цена. У нас на такси, если ехать в город, 600 тенге. А здесь 312. Состояние автобусов идеальное. Эти автобусы вообще хорошие.

Хорошие, но полупустые. Если до пандемии в день через автовокзал проходило 1,5 тысячи пассажиров, сейчас не больше 700.

Они же сократили маршруты. Было 6-7, осталось 4. А куда больше сокращать. До Мамлютки дорога хорошая.

— Автобус ходил три раза в день в Кондратовку. Вот уже больше 1,5 года у нас нет транспорта. Вот так и добираемся на попутках, автобусах. До сих транспорта нет. Вот так и добираемся, идём 6 км по трассе пешком.

Автобус до Кондартовки попал в число тех, что пришлось сократить. Если раньше с автовокзала отправлялась сотня маршрутов, сейчас всего 45. Два года назад в субсидиях нуждались только 11 направлений. В текущем уже 34. Из бюджета выделили порядка 400 млн тенге для перевозчиков.

Мирхат Абильмажинов, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог СКО:

— Это позволит увеличить пассажиропоток. Так как автовокзал получает доходы только от продажи билетов. А других законодательных путей мы не видим пока. Сейчас на площадке министерства и Палаты предпринимателей обсуждается вопрос, какие можно меры поддержки предоставить, но решения пока нет.

Логично, что чем больше маршрутов и пассажиров, тем выгоднее автовокзалу. Проблема в том, что слишком долго станция простаивала. А выгодное место пустым не бывает. Стали процветать нелегальные перевозки. Из-за еженедельных новых постановлений вокзал то открывался, то закрывался. А нелегальные таксисты пассажиров ждут, независимо от того, в «красной» зоне регион или в «зеленой».

Александра Сысоева, директор ТОО «Петропавловский автовокзал»:

— Нелегальный бизнес существует уже больше 30 лет. Когда было огромное количество маршрутов, маршрутная сеть работала по всем направлениям, мы этого не чувствовали. А сегодня, когда сеть международных и междугородних маршрутов остановилась, это сразу заметно. Напротив автовокзала стоянка. Там ежедневно отправляется около ста такси.

Парковка действительно забита. Таксисты по закону должны оформить ИП, заключить договор с компанией по перевозке людей и иметь страховку на пассажиров. Есть ли этот набор у привокзальных бомбил, выяснить не получилось. Увидев камеру и услышав наши вопросы, они спешно разъехались. Руководство автовокзала заявляет, что не против конкуренции. Но получилось так, что автобусники играют по правилам, а таксисты нет.

Александра Сысоева, директор ТОО «Петропавловский автовокзал»:

— Сегодня мы всеми автовокзалами и автостанциями написали большое письмо о том, чтобы рассмотрели вопрос, как нам оказать эту помощь дотационную. Потому что не только наш автовокзал оказался в заложниках этой проблемы, мы все по всему Казахстану в такой ситуации. Из-за индрайвера, из-за большого количества такси нелегального мы страдаем.

Автовокзалы сейчас на грани закрытия. Пассажиры боятся, что если перевозчики и станция кризис не переживут, нелегальные таксисты станут монополистами. А значит, и цену будут устанавливать на своё усмотрение и вряд ли она будет демократичной. По стране сейчас закрывают автостанции, сокращают маршруты, а нелегальные таксисты пересаживаются с легковушек на микроавтобусы, которые покупают у разорившихся перевозчиков. Руководство автовокзала переживает, как бы не пришлось спустя несколько лет снова возрождать автобусное сообщение и открывать станции. Спасать межгородскую автобусную сеть нужно сейчас.

Айгерим Мукашева

Читайте также

Как развивается село Аккудык
«Олимпийские кольца» установили на вьезде в г.Петропавловск
42 года не проводили капитальный ремонт дорог в с. Явленке
Полицейские СКО предупреждают водителей об угрозе гололёда
Возле села Явленки сбили 14 голов овец
Куда североказахстанцы могут обратиться по вопросам регистрации авто
Свыше 780 нарушений выявила инспекция транспортного контроля СКО