Здравоохранение

Болеть в Северном Казахстане стало дорого

Прежде чем попасть в руки покупателей, лекарства проходят долгий путь от производства, упаковки и транспортировки, до пункта продажи. Стоимость препарата от завода-изготовителя, плюс наценка дистрибьютора и, наконец, аптеки — в достатке все, кроме покупателей. Особенно тех, кто страдает хроническими заболеваниями или подцепил сезонный вирус.

Сейчас лечение банального ОРВИ обходится примерно в 10 тысяч тенге. Выходит очень затратно. Проблему высоких цен на лекарства начали решать почти год назад. Тогда Первый Президент страны внес поправки в закон об обращении лекарственных средств и медицинских изделий. Спустя три месяца за ценообразование серьезно взялись в Министерстве здравоохранения, тогда же появилась так называемая шкала наценок.

Серикбай Касмакасов, руководитель департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО:

— Допустим, стоимость препарата, если 350 тенге, то допускается до 55% наценка, стоимость свыше 350 до 1000 тенге 45%, стоимость свыше 40 тысяч до 100 тысяч это 15%, 10% от 100 тысяч и выше, не должна наценка производится.

Таким образом, чем дешевле препарат, тем выше может быть на него наценка и наоборот. А хозяева аптек заработают, и клиенты не разорятся. В середине июля Минздрав установил предельные цены на ряд препаратов.

Сейчас в этом списке 3 тысячи видов лекарств, на остальные пока не рассчитали. Вместе с предельной ценой появилась и административная ответственность для тех, кто будет ее игнорировать. Опаснее всего, с точки зрения закона, делать это систематически.

Серикбай Касмакасов, руководитель департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по СКО:

— Предусмотрены меры в виде административного штрафа в размере от 70 МРП до 1000 МРП. В случае повторного нарушения приостановят действие лицензии сроком на 6 месяцев. Я хочу дать здесь пояснение, если ранее до приказа были закуплены лекарства, то они должны реализоваться в предусмотренных ранее ценах, после утверждения законодательной базы они должны соответствовать.

Возможности областного Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг совсем скоро могут стать больше. Организация не имеет права проверять субъекты малого и среднего бизнеса, таким образом, доступ в частные аптеки для него закрыт, только если это не проверка, связанная с ЧП. Тут на помощь должны прийти представители общественных организаций. На законодательном уровне вопрос пока не утвержден.

Ескендир Елеусизов, член областного общественного совета:

— В основном потребители лекарственных средств — это пенсионеры, они горят желанием. Мои пенсионеры готовы ринуться в любую аптеку, могут мониторить — посмотреть закупочные цены, насколько эта наценка произошла и как раз помочь вам в этом вопросе.

 

 

Дарья Пышмынцева