Общество

Бытовое насилие, домогательства на работе, ущемление прав

К 2,5 годам колонии приговорили экс-проводников, которые надругались над пассажиркой поезда «Тулпар-Тальго». Это дело вызвало большой общественный резонанс, а мягкость наказания критикуют многие юристы.

Такая реакция общества на факт насилия и заявление пострадавшей — уже большой шаг в борьбе с этой проблемой. Ведь многие жертвы молчат, терпят годами унижения. И все это из-за гуманизации закона в 2015 году.

Раушан Сарсембаева, президент Ассоциации деловых женщин Казахстана:

— Уменьшили наказание. Из уголовного перевели в административное. Вот эта безнаказанность и породила этот всплеск. Почти каждая третья женщина — жертва бытового или просто насилия. 83 тысячи фактов насилия в отношении женщин и детей. 

Решить эту проблему помогает «Программа развития ООН». Её приняли 193 страны, Казахстан в их числе. Один из пунктов документа затрагивает гендерное неравенство. И об этом спикеры конференции рассказывают в регионах страны. СК — среди лидеров по количеству насилия в отношении женщин.

Специалисты связывают это со свободой слова. В южных регионах о бытовом насилии большинство молчит. Потому в каждой области подход к решению проблемы должен быть индивидуальным. Какие механизмы подойдут для нашего региона?

Гульнар Смаилова, программный специалист «ООН-женщины»:

— В основном механизм должен быть направлен на профилактику, чтобы не допустить насилия. Чтобы велась работа, были психологические службы, чтобы заранее выявлять проблемные семьи. Второе — это внесение поправок в законодательство, чтобы улучшить сферу профилактики.

Половая принадлежность, как клеймо. Многим женщинам трудно устроиться на работу, о которой мечтали. Ведь некоторые профессии считаются только мужскими. Но ещё больше тех, кто сталкивается с харассментом. Женщины вынуждены терпеть домогательства на рабочем месте, чтобы не лишиться его.

И это молчание проблемы не решает, — объясняют спикеры конференции. Да и высоких постов они занимают немного. 10% -в Сенате, 27 -в Мажилисе. Нет ни одной женщины-акима города или области, а в нашем регионе представительницы прекрасного пола даже не руководят районами. Зато они преуспели в других сферах.

Руслан Алишев, заместитель акима СКО:

— На госслужбе 64%, в судебной системе — 72%, в правоохранительных органах — 15%, депутаты маслихатов — почти 30%.

Не жалуют в нашей стране и в бизнесвумен, особенно начинающих. Им трудно найти деловых партнёров. У Алии Космагамбет такой проблемы не было. У девушки успешный и прибыльный бизнес — академия моды. Но с гендерным неравенством столкнулась при открытии своего дела.

Алия Космагамбет, директор академии моды «First Kazakhstan fashion academy»:

-Молодой человек говорил, что не стоит брать на себя слишком много. Быть руководителем — не женское дело. Надо сидеть дома. В любом деле есть люди, которые будут тебя отговаривать. Меня поддержала моя семья. Сейчас 21 век. Женщина и мужчина равны.

Девушка на своём настояла, мечту осуществила. Но немало в нашей стране тех, кто отказывается от желанной карьеры из-за мнения супруга или родственников, которые считают, что её место на кухне.

Ещё больше женщин работают наравне с мужчинами и при этом тащат семейный быт на себе. Институт отцовства у нас развит слабо. Эту проблему тоже обсудили на конференции. В ней участвовали свыше 20 североказахстанцев, занятия продлятся два дня.

 

 

Айгерим Мукашева