Важное за неделю

О плохих дорогах молчать нельзя!

Обычно в лабораториях царит тишина. Но не в этой. Специалисты местного филиала национального центра качества дорожных активов проверяют образцы полотна. В этом году стали сначала следить за республиканскими трассами.

Теперь дело и за областными. Для этого заключили договор с местными властями. От толщины асфальта до качества сцепления. Тщательно проверяют всё, говорят в лаборатории. В том числе и стройматериалы, особенно щебень. Его завозят из Акмолинской области.

Кумар Аксакалов, аким Северо-Казахстанской области:

— Столько средств направляем в Акмолинскую область. Миллиарды денег выделяется. Наши предприниматели могли бы работать, карьеры разрабатывать. Это налоги, рабочие места. Граница СКО заканчивается, начинается Акмолинская, и сразу же карьеры. 

Но в нашем регионе качественного щебня нет, говорят специалисты. В топе сейчас акмолинский, его закупают и омичи. Но даже хороший стройматериал не гарантирует асфальт высокого качества. Многое зависит от подрядчиков. К примеру, часто мы видим на дорогах мелкие повреждения, будто шелушение полотна.

Это значит, что сэкономили на специальных добавках для щебня. Потому сцепление с битумом слабое. Выявить халатность можно и до того, как нарушение станет видно невооруженным глазом. Но только в лаборатории.

Кумар Аксакалов, аким Северо-Казахстанской области:

— До этого технических средств не было. В основном, визуально определялось.
Помимо технических возможностей нужен общественный контроль. Люди, которые проезжают по этим дорогам, должны фиксировать эти нарушения. Надо фотографировать, называть место, свою фамилию и отправлять на соответствующие сайты. Есть страничка аппарата акима, народный контроль и адалдык аланы. 

Тогда и подрядчик задумается, стоит ли рисковать репутацией и финансами. Ведь по гарантии он должен устранять нарушения за свой счёт в течение двух лет. Но этот срок надо увеличить, говорит Кумар Аксакалов. Ещё оплошности подрядчика внесут в специальную базу.

Замир Сагинов, и.о. генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов», г.Нур-Султан:

— Мы хотим провести диагностику сети дорог. И всё это заложить в базу, чтобы каждый пользователь мог зайти в базу, увидеть, в каком году ремонтировалось, кто подрядчик, какие дефекты были обнаружены. Будет база для нерадивых подрядчиков, инженеров. Тех, кто в проекте делает ошибки. 

Так было на этой дороге возле села Глубокого в Кызылжарском районе. Трудно поверить, что её отремонтировали 2 года назад. Дорога просела из-за некачественного основания полотна. Свою роль сыграли и большегрузы. Превышая норму на ось, вместо положенных 10 тонн перевозят по 18, а то и 20. Из-за этого асфальт изнашивается вдвое быстрее.

 

 

Айгерим Мукашева