Культура

Спектакль «Алжир» — в исполнении актеров Тбилисского театра

Дарья Пышмынцева, корреспондент:

— Россия, Украина, Грузия, Армения, страны Средней Азии. 18 тысяч женщин из республик Советского союза прошли этапом через «Алжир», 8 тысяч из них там остались. Попав в лагерь, они лишались фамилии, национальности, профессии. Все, что у них было, это номер в виде нашивки, которая служила мишенью в случае побега, а еще позорный статус — жен изменников родины. Рассказать об одной из самых страшных страниц истории на языке искусства в Петропавловск приехала труппа тбилисского театра.

Николай Свентицкий, директор Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А.С.Грибоедова, Грузия:

— Пять регионов Казахстана принимали этот спектакль, мы волновались, так как это — важная тема. Фактически спектакль родился здесь, когда мы случайно во время одних из гастролей наших в Астане тогда еще посетили мемориальный комплекс «Алжир». Мы сегодня, показывая этот спектакль, отдаем долг нашим бабушкам, нашим предкам, которые выжили. Мы кланяемся очень низко всем казахам, которые помогли им выжить.

Спектакль начинается с рассказа о грузинской женщине — жене партийного деятеля, работавшей в консерватории. Она пытается восстановить в памяти тот день, когда беда незаметно прокралась в ее дом, разрушив его до основания.

Мужа главной героини и еще тысячу советских мужчин в конце 30-ых годов обвинили в троцкизме. Изменницами Родины автоматически стали их жены. Тем, кто отказывался давать признательные показания, грозили смертью и расправой над родными. Ради них они и держались, даже когда узнавали, что попадут в лагеря.

На вокзал осуждённых приходили провожать дети. В изможденных и худых, бритых налысо женщинах, они не узнавали своих мам. Тогда они еще не знали, что их ждет впереди. Это были 2 месяца дороги на товарных поездах, в битком набитых вагонах, почти без еды и воды.

Заключенных ждал Акмолинский лагерь жен изменников родины. Те, кто отбывал в нем наказание, называли это место адом на земле. Пытки, избиение, насилие, вперемежку с унижениями — от всего этого женщины сходили с ума.

Правдивая, настоящая, от эмоций к горлу подступает ком и не отпускает до самого конца. Те, кто не выдерживал, покидали зрительный зал, большинство оставались в своих креслах, напряженные от ужаса и боли, которую испытывали героини спектакля. В Казахстан актеров из Грузии пригласил Акмолинский драматический театр.

Бейбыт Бахтыгереев, директор Акмолинского областного русского драматического театра, г. Кокшетау:

— За свои 25 лет работы в театре я не видел, как плачут мужчины, начиная в Акмоле взрослые мужчины плакали, в Караганде, когда зал долго не уходил и в долгом молчании, в ступоре стояли в фойе, не расходясь и не общаясь между собой. История важна, и главная наша цель — и организаторов, и постановочной группы, чтобы такие ужасы не повторялись.

После завершения спектакля зал аплодировал на протяжении нескольких минут. В постановке было задействовано 7 человек. Одна из них — Наталья Воронюк.

Наталья Воронюк, актриса Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А.С.Грибоедова, Грузия:

— Шла серьезная подготовка, нам помогал музей Алжира, мы собирали много информации достоверной. Когда наш режиссер — художественный руководитель читал этот текст сухо, просто факты, мы, 7 девочек, с первых строк сидели зареванные, для нас это казалось невозможным. Я задаю себе каждый раз вопрос, как это возможно, как это можно выдержать? Женщина, оказывается, может. Нужно с благодарностью проживать каждый миг, каждый день. Это очень важно.

Постановка «Алжир» вызвала у петропавловцев самые сильные эмоции.

 

 

Дарья Пышмынцева