Народ в потоке истории

Историк из Петропавловска А.Плешаков хранит «Комсомольскую правду» от 24 июня 1941 года

Жансулу Тастемирова, корреспондент:

— Годы идут… Свидетелей тех страшных событий остаётся все меньше. Когда-то их совсем не станет… и напоминать о войне, о подвиге наших солдат будут фильмы, книги, обелиски и улицы, названные в честь героев. Есть вещи, которые ещё глубже погружают в ту атмосферу. Порой они очень личные. И это тоже часть истории.

Это письмо написано 21 марта 1943-го, почти за год до окончания Великой Отечественной. Но адресату с любимой так и не суждено было встретиться — солдат погиб на фронте. Историю их любви знает Анатолий Плешаков.

Он был знаком с той, кому посвятили романтичные строки. Имя её по определённым причинам не называет. Известно, что возлюбленная из Петропавловска. Позже она вышла замуж, но весточку хранила всю жизнь.

Анатолий Плешаков, кандидат исторических наук:

— Письмо написано на бланке. Я таких не видел бланков. Вероятно, он был штабным работником. Письмо такое личного характера, написано в стихах. Его предположительно звали Александром. Той барышни тоже уже нет.

Интерес Анатолия Плешакова оправдан. На всё это он смотрит, прежде всего, глазами историка. Чтобы собрать полную картину военных событий, ему нужны все детали. Немало их и в газетах. Это «Комсомольская правда» от 24 июня 41-го.

22 и 23 числа ежедневная всесоюзная газета не печаталась. Поэтому выпуск от 24 июня ждал весь советский народ. Традиционная полоса о событиях в мире, а главное — новости с отечественного фронта. На первой странице выступление Молотова о начале войны и фото Сталина.

Из «Комсомолки» становится известно о ранении и смерти свыше 200 советских солдат. Есть информация и о потерях врага — за два дня наши сбили 76 немецких самолётов и смогли захватить в плен около пяти тысяч фашистов. Настрой в строках журналистов оптимистичный и боевой.

Нет ни тени сомнения в победе. Также здесь опубликован Указ о мобилизации военнообязанных. Ей подлежали мужчины от 23 лет. Это уже потом ряды советской армии помолодели, когда на фронт стали призывать 18-летних парней. Война затянулась.

Анатолий Плешаков, кандидат исторических наук:

— Моё отношение ко всем историческим вещам, реликвиям своеобразное, как учёного. Перед каждым 9 мая я показываю её студентам, чтобы ребята хотя бы держали в руках такие вещи. У большинства это вызывает что-то внутри, когда они держат в руках газету, в которой опубликованы статьи об объявлении войны.

Газета в руки Анатолия Плешакова попала около 10 лет назад. Она стала уже семейной реликвией. Войну прошёл и отец историка. Андрей Плешаков боевой путь начал в Чехословакии, а позже их перебросили на восточный фронт, воевать с Японией. Путь лежал через Манчжурию.

Анатолий Плешаков, кандидат исторических наук:

— Пустыня, жарище, ни посёлков, ничего. Воду скидывали с самолётов, в мешках. Основное питание — это селёдка. Солдаты шли, спали на ходу. Упал, подняли, дальше.

Вернувшись на родину, Андрей Плешаков продолжил службу в рядах советской милиции. На заслуженный отдых ушёл в звании полковника.

 

Жансулу Тастемирова