Чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются молодые учителя, провели анкетирование. В нем участвовали больше 200 преподавателей. Большие классы, невысокая заработная плата, работа с бумагами — это основные причины того, почему молодые педагоги не остаются в профессии. А еще, большая нагрузка — это, кстати, связано с нехваткой кадров.
Гульмира Каримова, руководитель управления образования СКО:
— В СКО в среднем образовании работает более 17 тысяч педагогов. Но на сегодняшний день мы чувствуем дефицит кадров. Около 400 человек — это ветераны педагогического труда, которые продолжат работать на своих местах. Вместе с тем, мы задаемся вопросом, молодые специалисты, насколько они соответствует требованием новой школы?
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает разные трудности. Всё кажется ему незнакомым и непонятным. Казбек Кабдуллов полтора года назад окончил педагогический колледж.
Сейчас работает учителем казахского языка и параллельно получает высшее образование. Говорит, проблем в первое время было много, особенно тяжело найти общей язык с родителями учеников, они боятся доверять своих детей молодым и неопытным специалистам.
Казбек Кабдуллов, учитель СШ №10:
— Еще когда проходил практику, начал свыкаться с мыслью, что я теперь педагог. Я понимаю, что на мне лежит большая ответственность. Тем более, я работаю с детьми младших классов. Я даю им базу, закладываю основу для дальнейшей учебы. Самым сложным в первый год работы для меня было организовать малышей, они еще рассеянные, тяжело держать дисциплину. Но я обращался за советом к опытному наставнику, и он мне помог.
У Сауле Кереевой 40-летний педагогический стаж. За это время она воспитала не одно поколение молодых специалистов. Считает, что наставники должны их поддерживать, направлять, но ни в коем случае не навязывать свои методы преподавания.
Сауле Кереева, ветеран педагогического труда:
— Вопрос наставничества — это очень актуально. Потому что наши молодые специалисты, окончив университет, не ушли в другие сферы, они нам очень нужны в образовании. Может профессия будет сразу непонятна, но с годами, когда видишь какого уровня высокого достигли твои ученики, это приятно.
Обмен опытом и рекомендации от наставников. Благодаря таким дискуссиям планируют решить основные проблемы молодых специалистов и разработать новые методы их обучения.
Татьяна Ясельская