Александра Салмина, корреспондент:
— Остановки должны защитить от ветра, снега и дождя. Раньше это были основные принципы, которыми руководствовались, оборудуя павильоны. В век инноваций, просто комфорта мало, считают специалисты. Не обойтись без умных технологий. К примеру, вот таких электронных табло. На них — расписание автобусов. Удобно, но в Петропавловске они установлены только в 3 местах.
Изменить нашу жизнь и транспортную систему поможет Программа развития Организации объединенных наций. Сегодня в городском акимате собрались ее представители и независимые международные эксперты. Незадолго до встречи они узнали, как работают петропавловские перевозчики и провели исследования. В городе 12 автобусных и микроавтобусных маршрутов. Каждый день на них выходят 330 машин.
Дулат Шарапиденов, заместитель руководителя отдела ЖКХ пассажирского транспорта и автодорог г.Петропавловска:
— На всех автобусах и микроавтобусах установлены навигаторы и система ЖПС.1.02 Интервал движения составляет от 7 до 10 минут. Диспетчерское сопровождение осуществляет ТОО «Казинтерсофт» с 1 января 16 года. Так же имеется приложение инфобус. Приложение на базе андроид.
Недавно в автопарке Петропавловска появились 6 новых автобусов стандарта «Евро-5». До конца года планируют запустить еще 20, говорят представители местной власти. Но этого мало, отмечают эксперты, опираясь на свой анализ. Указывают и на другие проблемы.
Валерий Мосьпан, эксперт по общественному транспорту компании Dornier Consulting:
— Это высокий уровень дублирования маршрутов. То есть по одному участку трассы проезжают несколько маршрутов. Это приводит к превышению уровня конкуренции водители устраивают гонки. Это небезопасно. Так же было выявлено, что 80% автобусов в городе оснащены дизельными двигателями, которые производят существенный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Предлагают либо закупить автобусы с двигателем на экологичном топливе, либо переоборудовать старые. Как еще сделать жизнь петропавловцев удобнее на примере небольших, но развитых городов Азии и Европы, знает Гвидо Бруггеман. Это независимый эксперт из Нидерландов. Вместе с ПРООН он помогал развивать городскую мобильность в Алматы.
Гвидо Бругеман, старший специалист по транспортному планированию, Нидерланды:
— В Петропавловске нужно интегрировать систему управления полностью. Систему ЖПС-навигации и мониторинга. Мы в ходе своего исследования выявили, что не всегда автобусы ходят по графику. А это пониженный спрос со стороны пассажиров. Кроме того, я бы предложил ввести «единый билет». Это позволит совершать пассажирам поездки с пересадками, но платить только 1 раз.
Глобальное видение и локальные решения. На встрече проанализируют все возможные затраты и выгоду от таких преобразований. Отмечу, Программа развития Организации объединенных наций работает в 177 странах мира.
Александра Салмина