Дети/молодежь

С 29 по 31 января в Щучинске проходил республиканский этап конкурса научных проектов «Зерде»

 

Какую пользу может принести зола. Четвероклассники Ерлан и Аяулым несколько месяцев исследовали ее свойства. Отходы ТЭЦ пригодятся, в первую очередь, строителям, говорят школьники. Они сами изготовили экологичный стройматериал.

Ерлан Сакипкереев, учащийся областной гимназии-интерната для одаренных детей им. А.Досмухамбетова:

— Делали легкий бетон из песка, цемента и золы. Мы доказали, что легкий бетон в 3 раза дешевле, чем керамзит-бетон, при этом он в 2 раза прочнее.

Чтобы плита застыла, нужны сутки, а потом можно строить, говорит будущий архитектор Ерлан. Присмотреться к золе должны и садоводы, считают гимназисты. Их опыты показали: сгоревший уголь — отличное удобрение. Скороспелый кресс-салат растет гораздо лучше, если добавить его в почву.

Аяулым Жасуланкызы, учащаяся областной специализированной гимназии-интерната для одаренных детей им. А.Досмухамбетова:

— Мы посадили его в 4 горшка. В 3 из них золу не добавляли. Салат там вырос, но был чахлым. А в четвертый горшок добавили и удивились, как быстро выросло растение. Оно стало красивым и сильным.

Да и дефицита в такой подкормке не будет. В год только у «Севказэнерго», в среднем бывает до 35 тысяч тонн отходов. Свои открытия ребята представили на республиканском конкурсе «Зерде». Он прошел в щучинском лагере «Балдаурен» и собрал порядка 450 юных исследователей со всей страны. В секции «экология» наши гимназисты стали победителями. Их друг Димаш завоевал там серебро. Он готовил проект о переходе казахского языка на латинскую графику.

Динмухаммед Абай, учащийся областной специализированной гимназии-интерната для одаренных детей им. А.Досмухамбетова:

— Я сделал эксперимент внутри автобуса. Я написал про известных людей на латинице. Многие люди поняли, но некоторые спрашивали — что это, зачем ты повесил? Я говорю- это эксперимент на будущее, чтобы вы поняли эту графику. Они заинтересовались. Следующий эксперимент — я переписывался с учительницей на латинице.

Говорит, так и сам новую графику быстро освоил, и педагога научил всего за пару часов. Еще сделал вывод, что переход на латинскую графику поможет наладить сотрудничество со странами, где ее используют. Кстати, на республиканский этап гимназисты поехали не сразу. Сначала отличились в областном туре.

Айнагуль Ескалиева, завуч областной специализированной гимназии-интерната для одаренных детей им. А.Досмухамбетова:

— Наши ребята представили 14 работ. 9 из них заняли призовые места. 3 отправили на Республику. Мы своими учениками очень гордимся, они каждый год участвуют и побеждают в разных олимпиадах и конкурсах.

Победа маленьких исследователей мотивировала. Говорят, в следующем году они обязательно снова будут участвовать в этом конкурсе. Уже и темы придумали.

 

Александра Салмина