Новости МТРК

Форум ректоров ВУЗов России и Казахстана прошел в Челябинске

 

Еще до начала форума в фойе идет оживленная беседа. Участники этой встречи заинтересованы в конструктивном диалоге. А будет он длинный и откровенный, ведь тема актуальная для нашего общества: «Развитие человеческого капитала и повышение конкурентоспособности молодых специалистов».

Виктор Садовничий, Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.Ломоносова:

— Наши задачи определили наши Президенты. Они сказали очень ёмкие слова. Нужно сохранить фундаментальность образования. По мнению Нурсултана Абишевича, если главной ценностью станет образованность, то нацию ждет успех. Это и линия политики наших государств.

Что нужно сделать, в первую очередь, чтобы планы на бумаге превратились в реальность? У участников встречи есть концепции и идеи, о которых они говорят с большой трибуны, и ищут соратников для их реализации. Как пример, консорциум, предложенный Уральским федеральным университетом. Выбранная тема актуальна во всем мире — зеленая экономика. Беречь природные ресурсы, меньше загрязнять окружающую среду, эффективно перерабатывать отходы. Такую цель ставят в учебном заведении. В партнеры пригласили Казахский национальный университет имени аль-Фараби.

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета им.Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбург, РФ:

— Наш консорциум, который мы предлагаем, позволяет объединить потенциал вузовского сообщества для целей формирования устойчивого кадрового развития, современного кадрового резерва управленцев. Консорциум является как раз является оптимальной формой и развивает цели и задачи, заложенные в в основе программы партнерства «Зеленый мост», которую инициировала РК на 66 сессии ООН.

Не обойтись и без цифровизации. Этого процесса требует время. Чтобы молодежь в этом вопросе чувствовала себя как «рыба в воде», нужно развивать цифровую образовательную среду, считает Георгий Калягин. Такую создали в научно-производственном институте на базе Южно-Уральского государственного университета. Стенды, тренажеры, интерактивные пособия. Сегодня их разработки можно встретить не только в вузах, но и в учебных центрах промышленных предприятий, в том числе казахстанских.

Георгий Калягин, директор научно-производственного института «Учебная техника и технология» Южно-уральского государственного университета:

— Это единственная научно-производственная структура, которая находится внутри университета. Это технопарк, где слились интеллектуальные, методические, производственные возможности, где создается техника, апробируется, корректируется и потом тиражируется во все образовательные структуры — это более 4000 наименований нашей учебной продукции.

Система меняется так, как требует мировая ситуация, отмечают спикеры. Новый подход, новые методы, новые задачи. Сегодня основной вектор развития — переход на цифровую экономику.

Ирина Ровнякова, и.о. ректора Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова:

— Модернизация 4.0 — это новые изменения, трансформация вузов с учетом экономических факторов, которые влияют на развитие. Поэтому все зависит от уровня нашей экономики. Индустриальное развитие, экономическое развитие, переход на цифровую экономику — это модернизация 4.0. В нашем вузе мы реализуем такую программу как смарт-университет. Это как раз переход на цифровую экономику.

Изменений требует и организация самого учебного процесса. На рынке труда нужны конкурентоспособные специалисты. Такую задачу перед Казахстаном ставит глава нашего государства Нурсултан Назарбаев в плане нации. Образовательная система страны в фазе активной модернизации.

Жумахан Мырхалыков, ректор Южно-Казахстанского государственного университета им. М.Ауэзова:

— Сегодня в Казахстане выстроена национальная система квалификации, приняты национальные и отраслевые рамки квалификаций, идет масштабная работа по разработке профессиональных стандартов, которые формируют основу образовательных программ наших вузов. Мы пошли путем создания учебно-производственных комплексов и отраслевых советов, которые определяют компетенции будущих специалистов, с учетом перспектив развития производства и технологий.

Такой подход удобен для рынка труда. Теперь именно работодатель диктует условия: какой специалист нужен и какими навыками бывший студент должен обладать. Идея интересна россиянам. Казахстанцы, в свою очередь, обращают внимание на научный опыт соседей. В частности, когда молодые ученые могут уже в студенческие годы зарабатывать на своих проектах.

Серик Омирбаев, ректор СКГУ им. М.Козыбаева:

— Ректор Уральского государственного университета говорил о развитии стартапов, о выделении средств из бюджета для развития студенческого стартапа и привлечение молодых аспирантов для развития научной деятельности. В прошлом году у нас был такой опыт в СКГУ. Мы выделяли деньги для молодых ученых. В следующем году мы учтем в бюджете деньги именно для студенческих стартапов.

Несколько панельных сессий и подписание меморандумов о взаимном сотрудничестве. Такая встреча в рамках форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана проходила впервые, в ней участвовали порядка 300 ректоров вузов.

 

Денис Сивков