Образование

Переход на латиницу сегодня обсудили ученики школы-лицея «ЛОРД»

Сначала учитель знакомит ребят с историей казахского языка. Показывает, как он менялся. Новый этап развития начинается сейчас. К 2025 году страна должна полностью перейти на латинскую графику. Как этот шаг повлияет на жизнь казахстанцев, рассуждают уже сами ученики. Их поделили на 3 группы. Эта команда говорит о возможностях, которые открывает перед Казахстаном переход на латиницу. Их немало, считает девятиклассник Данила Маслов.

Данила Маслов, учащийся областной специализированной школы-лицея-интерната для одаренных детей «ЛОРД»:

— Это облегчит доступ к медицине, медицина сейчас на латыни, Также мне кажется, что если Казахстан перейдет на латиницу, это увеличит интерес других стран к казахскому языку и истории. Им будет легче учить казахский язык. Единственное, скорее всего, могут возникнуть проблемы с акцентом. Хоть английский и казахский похожи, будут трудности с акцентом.

Еще страна укрепит сотрудничество с тюркоязычными странами, считают школьники. Ведь там уже давно используют латиницу. Но говорят дети и о препятствиях. Одно из самых главных, на их взгляд, потерянное время. Ведь все учебники и документы не переделать за один день. И вот третья команда подводит итоги.

Рахат Азимбаева, учитель казахского языка и литературы школы-лицея-интерната для одаренных детей «ЛОРД»:

— Я была удивлена, что они говорили с нами в унисон. Что необходимо время, необходима подготовка преподавателей, учителей специалистов, необходимы финансы, нужно поэтапно вводить и обучать детей с 1 класса. Я с этим согласна, и, как учитель казахского языка, считаю, что это требование времени, процесс глобализации от нас требует новшеств.

Теперь эксперимент. Школьники читают и пишут тексты на латинице. 26 букв и 32. Тестировали оба варианта, предложенных разработчиками. Ошибки допускали, но ведь это их первая работа.

Анастасия Гончарова, учащаяся специализированной школы-лицея-интерната для одаренных детей «ЛОРД»:

— Латинская графика не такая сложная, она чем-то похожа на английский, но там вместо точек запятые. И это было сложно. Читать немного непонятно, ведь это ново для нас.

Нужна практика, считают девятиклассники. Со временем они обязательно наверстают эти пробелы. Ведь за латиницей, по мнению школьников, будущее языка и страны.

 

Александра Салмина