Новости МТРК

Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане

 

В зале — следственные судьи. Второй день они обсуждают депонирование показаний. Это допрос потерпевших и свидетелей до начала судебного следствия. Раньше такой процесс контролировал прокурор. Лучше разобраться в нововведении, а в Казахстане этот институт появился в прошлом году, помогают международные эксперты. Ен Карстен, 30 лет был адвокатом, 15 — служителем правосудия Великобритании. Опыт у него внушительный. Сейчас — в отставке. Реализует проекты Европейского Союза.

Ен Карстен, международный эксперт, Великобритания:

— Нас отправили от международной организации сотрудничества Северной Ирландии, чтобы мы работали и содействовали в совершенствовании уголовного правосудия здесь, в Казахстане. Существуют разные способы допроса свидетелей — и взрослых, и детей. Эти системы у Казахстана и Великобритании отличаются. Хотим познакомить с тем, что есть у нас. К примеру, у нас допрос проводят специально обученные сотрудники. Я так предполагаю, что в Казахстане таких еще нет. Но в целом, системы схожи, и нас это очень радует.

Однако зарубежным коллегам есть, что почерпнуть и из опыта казахстанского правосудия. В некоторых случаях гарантиям прав и свобод участников судебного процесса в нашей республике относятся трепетнее.

Раиса Юрченко, судья Верховного Суда в отставке, г. Астана:

— К примеру, Конституция у нас говорит- каждый человек имеет право пользоваться языком своим родным или тем, которым он владеет. Вот они рассказали. Идет процесс, говорит человек хорошо на английском, а он француз, мы говорим — давай на английском. Мы сказали, у нас не так.

Как работать с уязвимыми, запуганными свидетелями, как обеспечить их безопасность, какие методы использовать в общении с детьми. Ведь у маленьких участников процесса есть особенность — они любят фантазировать. Этим вопросам на тренинге уделили особое внимание.

Карлыгаш Аргимбаева, судья Акжарского районного суда:

— Мы, конечно, представление общее имели. Но теперь вопросов меньше стало, потому что мы начали понимать, когда и в каких случаях можно использовать депонирование. Мне очень понравилось. У нас было много вопросов, неясностей. А теперь нам конкретно разъяснили то, что касается нашей работы. Вопросы, например, как не травмировать ребенка, чтобы этого ребенка один раз выслушать и лишний раз не травмировать.

Тренинг рассчитан на два дня. Такие проекты запускали в Китае, Франции, Германии, Швейцарии. В нашей стране эксперты уже побывали в Костанайской и Западно-Казахстанской областях. Следующий город в маршруте — Караганда.

 

Александра Салмина