Покупая новые шины для своего железного коня, автовладельцы вряд ли задумываются об их последующей утилизации. Покрышки прослужат всего пять лет, а вот на разложение в природе понадобится почти два века. Экологический способ утилизации — без сжигания и вредных выбросов — предложил петропавловский бизнесмен Талгатбек Галеев. Из шин он делает резиновую крошку. Любовь к экологии обошлась ему недешево. Пришлось взять кредит.
Талгатбек Галеев, директор ТОО «Soltustik rubber recycling»:
— Ежегодно у нас остается по 18 тыс б/у шин. И вот возникла идея их перерабатывать. Во всем мире их перерабатывают. Мы взяли кредит 55 млн по программе «Даму». Купили оборудование и занимаемся утилизацией.
Каждую неделю сотрудники компании объезжают шиномонтажные мастерские в поисках старых шин. Правда, денег за них не платят. Считают, утилизация — долг каждого гражданина. Двор завода уже переполнен шинами — здесь около 200 тонн. Сначала их режут, с помощью магнита удаляют металл. На заводе работают восемь человек. Все они носят специальные наушники. В цехе довольно шумно.
Дулат Токушев, слесарь ТОО «Soltustik rubber recycling»:
— Я контролирую выпуск продукции. До этого прошел обучение. К нам приезжали представители из России.
Перед тем, как попасть к потребителю, резина проходит несколько степеней очистки.
Ольга Загоруйко, корреспондент:
— Резиновую крошку смешивают с клеем и пигментом. Получившуюся массу заливают в форму. За ночь она затвердевает. Итоговый продукт — вот такая тротуарная плитка.
Она травмобезопасна и не скользит. Подобное покрытие уже высоко оценили в Астане. Его используют на детских и баскетбольных площадках. Однако для Петропавловска все это пока в новинку. Директор предприятия надеется изменить облик города к лучшему благодаря государственно-частному партнерству.
Даже готов возместить часть затрат на покрытие детских площадок. В планах — выпускать резиновые подстилки для коров, а еще сделать в центре города тропу здоровья для пробежек и даже улучшить качество асфальта.
Талгатбек Галеев, директор ТОО «Soltustik rubber recycling»:
— В дальнейшем мы хотим выпустить активированную крошку. Она применяется для асфальтовых покрытий, что улучшает качество асфальта, его долговечность, уменьшает количество сезонного ремонта, сокращает тормозной путь в два раза. Это современная технология, которая применяется во всем мире.
В этом году предприятие изготовило 30 тонн крошки и около тысячи квадратных метров плиток и бордюров.
Ольга Загоруйко