О своей работе гостям региона рассказывает Балгын Жуманова. Она дефектолог и классный руководитель одного из коррекционных классов в СШ №2 Петропавловска. Учить детей с ограниченными возможностями непросто, признается педагог.
Балгын Жуманова, учитель-дефектолог СШ №2:
— Индивидуальный подход каждому ребенку. Для обучения адаптированы учебники, программа. Знания детки получают по способностям.
А вот еще одна из секций конференции. Здесь больше теории. Почему важно организовать специальное и инклюзивное образование во всех странах мира, какие условия созданы в нашей республике и какие задачи стоят перед педагогами, работающими с такими детьми. Обо всем этом рассказывает Гульжан Оразаева. И уточняет, проблем в этой сфере немало.
Гульжан Оразаева, директор национального научно-практического центра коррекционной педагогики, г.Алматы:
— Мы будем обсуждать проблемы профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, учебно-методического обеспечения, обсудим научно-прикладные исследования, сбор статистических данных. Но самое главное — это обмен опытом.
Мозговой штурм специалистов со всей страны — для того, чтобы решить эти проблемы. Сегодня права инвалидов в стране защищает специальное законодательство. Важно создать и необходимые условия для обучения, а после и трудоустройства таких ребят, считают участники конференции. В Казахстане есть сто специальных школ. Обмен опытом — еще одна важная цель встречи.
О методике «USMAS» рассказывают представители международного детского центра ментальной арифметики. Как производить математические действия в считанные секунды сначала объясняют усно. После 10-летний Тамырлан с легкостью подтверждает — складывать, вычитать или умножать в уме — легко. Центры, обучающие по такой методике, уже открыты во многих городах Казахстана, в том числе и в Петропавловске.
Гульжазира Байжуманова, педагог международного детского центра «USMAS», г.Астана:
— С помощью устного счета детки развивают свои способности. Учатся концентрировать внимание, развивают мышление логическое и творческое. У нас есть опыт работы в детьми с ограниченными возможностями и их родители отмечали улучшение развития.
Дети с ограниченными возможностями не должны быть вне социума, а значит обучение их становится необходимым для этого условием — такой вопрос затронули уже на пленарном заседании.
Анархан Дюсенова, заместитель акима СКО:
— Каждый человек имеет право на получение образования. Лидер нации с своем послании отметил, что надо усилить внимание граждан к людям с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной.
Так широко тему специального образования раньше не обсуждали. И нашу область в качестве диалоговой площадки выбрали не случайно.
Гульмария Оразгалинова, главный специалист департамента дошкольного и среднего образования МОН РК:
— Здесь были впервые интегрированы в образовательную среду дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этом регионе реализуется профессиональное образование детей с ограниченными возможностями. Здесь очень хорошая интеграция органов соцзащиты, здравоохранения и образования.
Несмотря на то, что в республике проводится большая работа по созданию условий для детей с ограниченными возможностями — есть ряд вопросов, требующих быстрого решения. Лишь о некоторых — в докладе Жангельды Тажина.
Жангельды Тажин, коррекционная школа-интернат для детей с нарушением слуха:
— Первая проблема учебники. Они не издаются в Казахстане и нет таких специалистов, которые бы их готовили. Еще одна проблема — материальная база. Сейчас в мире очень много технологий, очень хотелось бы, чтобы и у нас они были.
В конференции приняли участие порядка 200 педагогов со всей страны.
Ксения Куценко