Народ в потоке истории

За 900 дней блокады Ленинграда погибли от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек

Все так же нелегко сдерживать эмоции. Больно вспоминать, говорит Мария Александровна. В начале сентября, когда немцы окружили город, ей было всего 15. Только закончила 7 класс. К концу месяца в Ленинграде уже совсем худо было с топливом и едой. Вмиг опустели прилавки магазинов. Вместо товаров — мешки с песком- защита от бомбёжки.

 

Мария Панасюк, жительница блокадного Ленинграда:

— Ну давали сначала по 125 граммов хлеба. Хлеб, непохожий на хлеб. Из какой муки? Не понятно. Ну кусочек маленький — на сутки. В общем, люди умирали голодной смертью.

Семья была большая. Только вот скоро девочка осталась совсем одна. Отец и старший брат ушли на фронт, на глазах умерла от голода мать, а потом погибли и брат с сестрой.

Мария Панасюк ,жительница блокадного Ленинграда:

— Я сидела, помню, в углу забилась и думаю: «Что мне делать?». Спасибо соседке тете Маше. Она работала в отряде народного ополчения. Она зашла ко мне. Ну что? Я говорю теть Маш, заберите меня, ради бога.

Так Мария Александровна попала в отряд народного ополчения. Несмотря на возраст, а она была там самой юной, службу несла исправно. Тушила зажигалки, дежурила на крышах. В одно из таких дежурств попала под бомбежку, очнулась в госпитале. Там и узнала- блокаду прорвали.

Мария Панасюк, жительница блокадного Ленинграда:

— Забежала санитарка и кричит? «Девочки, прорыв блокады!» Как все всполошились. Мы все закричали, все обниматься стали, радоваться стали.

Жить стало легче, говорит Мария Александровна. Устроилась работать токарем на военный завод, была на хорошем счету. Все бы ничего, да вот только все вокруг напоминало о пережитом. Было решено — нужно уезжать. В 53 году Мария Александровна приехала в Петропавловск. Сейчас вспоминает об этом с улыбкой, а тогда не до смеха было. Выучилась на часового мастера, устроилась на работу. Активно участвовала и в общественной жизни.

Была депутатом городского совета, целых 20 лет народным заседателем в суде. Сейчас тоже сложа руки не сидит, хлопочет по дому. Говорит, здесь и дети помогают. Сын живет в городе, а вот дочь далековато, в Туле. Но все равно часто приезжает. С гордостью Мария Александровна рассказывает о внуках, их у нее трое, есть уже и два правнука. Ради них, говорит, и стоило все вынести, стоило выжить.

 

Александра Салмина