Сельское хозяйство

Санитарная обработка или незаконная вырубка леса?

Конфликт между лесниками и жителями трех сел — Орлиногорское и Кумтыкен Айыртауского района, и Горное Есильского, возник из-за недоразумения. Сельчане посчитали, что сосновый многовековой лес в Жаман-сопке под угрозой уничтожения. Лесники уверяют, повода для тревоги нет, здесь проводится санитарная рубка.

Анатолий Усольцев, заместитель руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования:
— Мы находимся в деляне, где производится рубки ухода. Рубка ухода — это не сплошная вырубка, вырубаются не все деревья, а только те, которые намечены в рубку. Например, вот это дерево тонкое, сухое оно намечено, рядом справа здоровое, оно остается на месте.

На каждом дереве, которое подлежит вырубке, стоит метка «заческа». Всего планируется на этом отведенном участке площадью 1,3 гектара вырубить 318 деревьев. Все сосны осмотрены специалистами лесного хозяйства не один раз, чтобы вырубить одно дерево требуется собрать множество документов, рассказывают лесники.

Ережеп Жанатаев, и.о. руководителя Северо-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства:
— Данный участок леса в 2012 году в июле месяце здесь был произведен отвод, до этого времени были проведены все подготовительные мероприятия, то есть, отбор участка, по лесохозяйственным ведомостям, техническая документация, которая выдана лесоустройством в 2005 году и по этим материала этот участок был отведен.

Границы деляны отмечены столбами. На них указаны все данные о работе, 0которая проводится на участке. Контроль лесники осуществляют круглосуточно. В настоящее время вырублено лишь пять кубометров древесины.

Ережеп Жанатаев, и.о. руководителя Северо-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства:
— Здесь должно быть общий запас леса, то есть, из 351 кубометра должно быть выпилено 25%. На момент проверки мы видим, что зарубки есть, деревья намечены именно те, которые намечены под рубку. И здесь процент соответствует тем правилам рубок ухода.

На действия лесников сельчане написали жалобу, собрали более ста подписей. Отправили обращение в Комитет лесного хозяйства в Астану. Как оказалось, большинство из них ставили свои подписи, не выяснив обстоятельств случившегося, а некоторые и не знали, что их фамилии значатся в письме.

Жанибек Койбагаров, житель села Кумтыкен:
— По деревне пошли такие слухи, что вырубают деревья в сосновом лесу, когда собирали подписи, я тоже подписал, не обдумав даже, но на следующий день директор лесхоза мне все разъяснил, конечно, неприятно. Мы приносим свои извинения.

Марат Омаров, житель села Кумтыкен:
— От жителей нашего села Кумтыкен, кто-то без нашего ведома взял и подписался. Мы даже об этом и не знали. Разве так делается, кто это взял и решил за нас все.

Елена Юрченко, жительница п.Горный:
— Про вырубку леса я слышала, собирали списки, ходили, мы не видели ни списков, ни жалобы, но дело в том, что моя подпись и моих родители оказались в списках. Если бы даже подошли, я бы не подписалась, потому что нас все устраивает, и вырубки леса нет, есть только санитарная.

Сбор подписей инициировали брат и сестра Калел Жусупбеков и Макпал Медеева — жители поселка Горный Есильского района. Свои действия они объясняют стремлением защитить природу своего края.

Макпал Медеева, жительница поселка Горный:
— Мы росли в этом лесхозе, ни один директор не вырубал сосну. Я ни чей крови не желаю, я просто защищаю свой родной край, где я родилась и выросла.

Между тем, сегодня многие сельчане говорят о их личной неприязни к лесникам. Причину называют. Калел Жусупбеков в 2010 году уволился по собственному желанию из Орлиногорского государственно лесного хозяйства. Повод — неоднократные объяснительные за прогулы на работе.

Калел Жусупбеков, житель поселка Горный:
— Поскандалил и уволился. Я работал пожарным: день работаю, день отдыхаю, я ему собирал машины он ИП открыл, но оно не его, а числится за кассиром, я сказал: договор будет, платить будете, буду работать, он сказал: буду. Я работал, не заплатил. Я стал алкашом, не устраивать его.

Сейчас Калел безработный.

Сегодня в Орлиногорском работают специалисты областных ведомств, выясняют причины сложившейся ситуации.

Всего в Орлиногорском государственном лесном хозяйстве Айыртауского района лесной фонд составляет порядка 35 тысяч гектаров, из них 28 тысяч покрыты лесом.

Корреспондент: Гульнара Кали