Сельское хозяйство

Скорая помощь для ценных рыб

В регионе около четырехсот водоемов, из них 60 требуют аэрации. С января более половины арендаторов уже проводят ее, к концу февраля этим займутся все, говорят в рыбной инспекции.

Марат Есимсеитов, начальник отдела рыбной инспекции по СКО:
— В этом году климатические условия немного усложнили работу природопользователей в связи с тем, что морозный декабрь, снежный январь-февраль. На водоемы очень сложно проехать. Дороги заснежены. Но местные исполнительные органы оказывают помощь и расчищают дороги.

Аэрация важна только для ценных видов рыб, которых разводят по своей инициативе арендаторы. Для местных обитателей озер проводить такую процедуру не требуется.

Владимир Кульбакин, главный специалист отдела рыбной инспекции по СКО:
— Карась прекрасно переносит зиму. Он может зарываться до 40 сантиметров в ил. Он зимует так, а потом весной поднимается и начинает жить.

На озере Пестром насыщать воду кислородом начали еще месяц назад. Тогда его содержание в водоеме было около трех миллиграммов на литр. Для карпа, которого разводит арендатор, критическим считается 1 миллиграмм. Нехватка приведет к гибели ценного вида.

Ольга Загоруйко, корреспондент:
— Дефицит кислорода в воде — это основная причина не только гибели рыбы, но и плохого клева. Причем, это справедливо как для зимы, так и для лета. Однако сейчас проблема особенно актуальна, когда озеро Пестрое покрыто полуметровым слоем льда.

Лучше всего для борьбы с дефицитом кислорода в воде использовать аэратор. Но его в Казахстане практически не приобрести, говорят арендаторы. Поэтому приходится использовать проверенный метод. На Пестром вырублено три больших проруби, где рыба может всплыть и подышать воздухом. Из-за работы насоса поверхность не покрывается льдом: один шланг всасывает, а другой выбрасывает воду. По словам арендатора, аэрацию приходится проводить из-за большого количества водорослей на дне водоема. Именно они сжигают весь кислород.

Анатолий Никитичев, директор ТОО «Ника-гарант», арендатор озера Пестрое:
— Гниение травы — это газ, поглощение кислорода и гибель рыбы. Поэтому надо расчищать, но силами арендатора это не сделать.

Сейчас рыбы на поверхности нет, значит, кислорода в воде хватает. Четыре года назад, когда прежний арендатор отказался от озера, аэрацию никто не проводил. Это привело к замору всей рыбы, кроме карася и линя. Они смогли выжить даже при отсутствии кислорода в воде.

Новый арендатор такого не допустит — слишком много ценной рыбы здесь. За три года запущено около 7 млн. личинок щуки, линя, плотвы, белого амура и других. Всего около десяти видов. Поэтому и к аэрации отношение серьезное — в следующем году планируют купить немецкое оборудование для насыщения озера кислородом.

Корреспондент: Ольга Загоруйко