Авторами экспозиций стали североказахстанские мастера кисти и резьбы по дереву, которые охотно делятся особенностями своих творений.
Быт и обычаи казахов, степные напевы, великие сыны. Эти темы стали главными в работах петропавловского художника Сергея Устинова. На его полотнах такая детальная прорисовка, какая бывает только у знающего мастера. Кстати, именно о достоверности фактов особенно радел автор этих картин. Способствовала и дружба с братьями Калдыровыми.
Валентина Воробьева, директор областного музея изобразительных искусств:
— Она оказалась не просто подпитывающим фактором, потому что идеи вся вот эта фактология, образы — все что Устинов, будучи русским, черпал у своих казахских друзей. Но они, если хотите, были его художественными консультантами, потому что они тщательно следили за тем, чтобы в этом предметном мире была историческая достоверность.
Рядом с картинами Устинова — работы братьев Калдыровых. Воплотить свои идеи в конкретный результат они сумели с помощью резьбы по дереву. В своей любви к легкому податливому материалу оказались не одиноки. Например, Юрий Иванов предпочитает этот вид искусства живописи, хотя раньше увлекался именно красками. Свой выбор объясняет просто — душа лежит. Кстати, вырезать первую фигурку у него получилось сразу. Теперь для него не проблема сделать даже национальную посуду.
Юрий Иванов, мастер по дереву, Есильский район:
— У меня вдохновение появилось, и я сделал эту ложку. Резьбу придумал — вот это конь скачет, а тут похоже на беркута.
Вырезать посуду — любимое занятие и у Кошербая Касымова. Вот эта специально для кумыса. Мастер говорит, именно от качества ее изготовления и будет зависеть вкус напитка.
Кошербай Касымов, мастер по дереву, район имени Габита Мусрепова:
— Технология изготовления посуды уходит корнями в древность. Сначала березу кипятили в соленой воде. Только потом можно было из нее вырезать, например, ложку. Кстати, если кумыс хранить в такой деревянной посуде, то он не потеряет своих свойств, а в жаркую погоду не испортиться.
Кумыс пили еще шесть тысяч лет назад ботайцы. Они в то время жили на территории современного Северного Казахстана. И именно они впервые оседлали лошадь. На выставке «Конь и цивилизация» в подтверждение тому — исторические факты.
Виктор Зайберт, доктор исторических наук:
— Об этой культуре, которая дала обоснование всей этнической истории населения Казахстана и широко известна за рубежом. Пользуясь случаем, хочу представить эту книгу — результат наших исследований Кокшетау, Алматы, Лондона.
Кстати, скакунов можно было увидеть не только на холсте. У входа в музей лошади Памир и Лидер могли прокатить желающих.
Корреспондент: Любовь Мироедова