Новости МТРК

Как добиться баланса интересов предпринимателей и потребителей

Пришли на встречу, в основном, потребители. Доказать в судах факт нарушения закона им довольно сложно. Тыйштык Ахметова еще в прошлом году подала в суд на компанию, установившую ей окна, однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Тыйштык Ахметова:

— Выбрала из многих пластиковых окон «Трескл СК» организацию, они поставили мне алюминиевые окна. Но мне важно было, чтоб не продувало. Однако они поставили мне такое окно, никакой герметичности. Однослойное стекло всего. Советские рамы и то не продувало. Случай был, что стекла полностью промерзли сверху донизу.

Пенсионерке, потратившей на окна больше 70 тысяч, самой приходится собирать необходимые доказательства. Хотя по закону доказывать качество товара должен сам предприниматель. И таких, как Тыйштык Жайляубаевна, немало. Только в этом году в помощи нуждалось порядка ста человек.

Бауыржан Шайжуманов, судья Суда №2 г. Петропавловска:

— За 9 месяцев 2010 года судом №2 рассмотрено 85 дел, из них с вынесением решений 70 дел, заочно — 15 дел, прекращено 15 дел, из них пять с заключением мирового соглашения, оставлены без рассмотрения 30 дел. За 9 месяцев 2011 года было больше рассмотрено — 108 дел, 34 с вынесением решения, заочно 7, 7 с заключением мирового соглашения.

В основном, потребители жалуются на качество товара и услуг, обсчет и обвешивание на рынках, отсутствие информации о предпринимателе. Зачастую покупатели, обращаясь с жалобой в Ассоциацию защиты прав потребителей и предпринимателей, не могут сказать, ни у кого приобрели товар или услугу, ни, как найти этого предпринимателя. Кроме того, спорные моменты возникают от незнания закона «О защите прав потребителей».

Надежда Дубовая, председатель СК ОО «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей»:

— Денежные средства предпринимателям идут от потребителей. Но деньги-то они получают, а потребитель не защищен, так как нет информации. В законе это ясно прописано, но предприниматели не считают нужным знать этот закон. Отсюда идет и ущемление прав потребителей.

Участники круглого стола обсуждали, как можно решить эти проблемы. Один из вариантов — информировать потребителей и предпринимателей об их правах и обязанностях на постоянной основе.

Корреспондент: Любовь Мироедова