Правоохранительные органы

«Крокодил» убивает за два года

Взрыв в помещении, где варили дезоморфин, взбудоражил общественность и полицию. О «крокодиле» заговорили везде и всюду. Теперь стало точно известно, из чего делают смертоносное зелье. И если раньше за наркотиком надо было идти к дилеру, то теперь за ним идут в магазин и аптеку.

Жумажан Мукатанов, начальник управления по борьбе с наркобизнесом ДВД СКО:

— Бензин высокооктановый, жидкости, вплоть до Мистера Мускула, йод, таблетки и смешивается всё это с медикаментами, с препаратами, которые содержат в себе кодеин и кофеин.

А ещё — сера от спичечных коробков и целая коллекция разных склянок, банок и чашек. В одном из помещений, где готовят дезоморфин, полицейские сняли оперативное видео. На нём наркозависимые рассказывают об уникальной системе очистки зелья.

«Крокодил» пришёл в нашу область не так давно. Первые случаи его употребления, по словам полицейских, были зарегистрированы осенью прошлого года. И если не пресечь этого сейчас, последствия стоит ждать уже очень скоро.

Жумажан Мукатанов, начальник управления по борьбе с наркобизнесом ДВД СКО:

— Люди применяют дезоморфин, который изготавливается кустарным способом. Продолжительность их жизни — до двух лет. После этого медицинским путём человека не оживить.

К слову, на дезоморфин сегодня перешли практически все, кто раньше употреблял героин. В области пресекли ввоз тяжёлых наркотиков, и достать «герыч» стало проблематично.

Но главную причину полицейские видят в цене вопроса. Доза «Крокодила», рассчитанная на пять человек, обойдётся примерно в тысячу тенге, при этом героиновая доза на одного человека стоит около 2500-3000. А вред для организма — колоссальный.

Галина Андреева, заведующая отделением ОНЦ:

— Почему их называют «крокодиловыми»? Кожа очень сильно поражается, она у них шелушится, они зеленоватого цвета, потому что там токсическое поражение печени страшное. Худые, они высыхают буквально за полгода, погибают и сознательно на это идут.

Пресечь деятельность притонов очень сложно. Хотя бы потому, что прежде чем объявить производство дезоморфина незаконным, необходимо доказать, что именно этот наркотик производили. При этом экспертизу «крокодила» проводят только в Астане. И ждать её результатов порой приходится больше недели. А между тем тех, кто уже «подсел» на новомодное страшное химическое изобретение становится всё больше. Зависимость от дезоморфина возникает очень быстро.

Галина Андреева, заведующая отделением ОНЦ:

— Такая тяга! Там даже нет процесса борьбы мотивов. Он не думает ни о чём. Есть такое выражение в наркологии — «лучом прожектора в темноте высвечивается тяга». Какая мать, какие дети, какая жена?! Он сроду не знал, что такое работа, ему даром не надо секс, ему надо иглу, грязь, мерзость и отключиться.

Один из предложенных полицейскими выходов — ужесточить требования к аптекам, реализующим кадеиносодержащие вещества. Ведь только за последний год фармацевтические компании продали на территории нашей области 1 миллион 200 тысяч таблеток пенталгина и 300 тысяч таблеток седалгина. Причём, с каждым месяцем эти цифра растет.

Корреспондент: Анна Фидченко