Культура

Экскурсия в святыню мастеров

Здесь можно найти миниатюрные копии украшений города. К примеру, книжная героиня Улпан, которая красуется около детской библиотеки, стоит и на полке в мастерской. А ещё здесь набросок Онегина и Татьяны. В итоге скульптуру в сквере Пушкина сделали другие мастера, но эскиз пока остался, говорит Константин Чайка.

Делают эти маленькие произведения искусства из пластилина. Потом, когда работа закончена и сдана, ломают и из этого материала создают что-то новое. По иронии судьбы, цел остался пластилиновый эскиз девочки Насти. В отличие от неё самой. Хотя, ничего плохого этот подросток никому не сделал, скорее, наоборот.

Константин Чайка:

— Скульптура Настя — это пропаганда здорового, неленивого образа жизни ребёнка. Она учится. Полезное с приятным совмещает. Этот ребёнок и на коньках катается, и книжки читает, музыку слушает. Человек стремится к гармонии.

Здесь работают Константин Чайка и Василий Джан. Василий, кстати, занимается резьбой по дереву. Говорит, этот материал на данном этапе ему ближе всего. Хотя, увлечений много.

Василий Джан:

— Спорт — это кендо, историческое фехтование, стихотворство. Художником пробовал — различные тоже направления. Это живопись, скульптура, резьба по дереву.

Из его последних работ — резная ложка — ожау. В ней казахские традиционные мотивы сочетаются со стилем барокко. Сейчас приступил к работе над ликом Божьей матери с ребёнком.

Василий Джан:

— Каждое дерево — оно как разные люди. Когда ты работаешь с елью, это очень твёрдое, плотное дерево, с ним очень трудно работать. Но когда вложишь в него душу, старание — оно даёт такой рисунок неповторимый. Даже когда трогаешь дерево, разные ощущения. Например, когда я работал с кедром, он имел такую структуру бархатистую, как кожа персика.

Увлечение резьбой по дереву в своё время стало спасением от скуки, говорит Василий.

Василий Джан:

— Было время — финансовые трудности. Работал на рынке продавцом. У продавца работа непыльная — сидишь целый день. Скучно. Сначала начал маленькие ложечки вырезать, статуэтки вырезал. Знакомым, друзьям дарил. Даже не думал продавать.

Иногда работаем на заказ, говорят мастера. Но такая работа не приносит ни радости, ни удовольствия. Только деньги. Особенно тяжело, если заказчик постоянно торопит и диктует свои правила. В такую вещь уже не вложишь душу. Константин Чайка время от времени участвует в самых разных фестивалях исключительно за свой счёт. Творит не только из металла или дерева, но и изо льда.

Некоторые произведения искусства, к примеру, вот эта трость, вырезанная пять лет назад, сделаны из, казалось бы, бытовых вещей. Из черенка от лопаты.

В планах на будущее — восстановить Настю. А ещё принять участие в конкурсе эскизов скульптур, повествующих о чернобыльской аварии.

Корреспондент: Анна Фидченко