Новости МТРК

Бронепоезд «Североказахстанец»

В военные годы на фронт уходили и машинисты, и проводники — профессия не имела значения. В память о железнодорожниках, отдавших свою жизнь за Родину в 40-ые, возле вагонного депо 19 лет назад установили стелу.

В тылу оставались специалисты, без которых нельзя было обойтись. Они собирали технику и оружие для Армии. Рабочие вагонного депо тоже не остались в стороне. Они не только ремонтировали подвижные составы, которые обеспечивали перевозки грузов на фронт. Деповчане построили поезд-баню и несколько походных кухонь.

Виктор Панин, председатель Совета ветеранов вагонного депо станции Петропавловск:

— Во время войны у нас на территории вагонного депо делали бронепоезд. Сам паровоз сделали в локомотивном депо. А вагоны, составляющие этого бронепоезда, делали у нас в вагонном депо.

Бронепоезд назвали «Североказахстанец». И этим фактом здесь гордятся. Строили в депо и вагоны-шестнадцатитонники. Один из таких, только на четыре тонны тяжелее, стоит на въезде в депо.

Это сейчас в цехах по производству вагонов и колёс новейшая техника и оборудование, чистота и порядок. В сороковые рабочим приходилось ходить по колено в мазуте, не было душа, переодеваться приходилось, не отходя от рабочего места.

«Если бы не было войны…», — начинает свой рассказ ветеран Николай Кузнецов. — «Сразу после железнодорожного училища попал бы в депо». Но судьба распорядилась иначе. В сорок третьем — из родного Петропавловска ушёл на фронт. Северная дорога Ишим-Омск-Свердловск привела на Белорусский фронт.

Николай Кузнецов, ветеран ВОВ:

— И вот я был огнемётчиком. И всё отделение погибло — пулемёт не даёт ходу, всё — огнемётчики туда. А расстояние-то — 35 метров всего. Огнемёт был такой.

Победу встретил в Кенигсберге. Этот день никогда не забыть, говорит ветеран.

Николай Кузнецов, ветеран ВОВ:

— У кого какое оружие было — все салютовали. Радость такая была.

А после окончания войны ещё пять лет провёл в окрестностях Калининграда. Мы тогда работали саперами, вспоминает фронтовик. В пятидесятом вернулся на Родину в Петропавловск, и до самой пенсии трудился по специальности в вагонном депо.