Из любой, даже самой безвыходной, на первый взгляд, ситуации можно найти выход. Это философия казахстанского центра индустрии и экспорта. Его задача — облегчить финансовую сторону бизнеса отечественных компаний, вышедших со своей продукцией за рубеж. Таких в Северо-Казахстанской области 70.
Их основные рынки сбыта — Россия, Китай и страны Средней Азии. Попасть туда и удержаться, а еще постоянно подогревать интерес к казахстанской продукции не так уж и просто, в этом бизнесменам страны помогает казахстанский центр индустрии и экспорта. Его инструменты поддержки постоянно обновляются, в том числе и связанные с логистикой.
Нурлан Даулетбаев, эксперт Палаты предпринимателей СКО:
— Любым транспортом — это жд, автомобильным, воздушным, морским, при доставке товаров от точки А до конечной точки завода возмещается 50% затрат. Если, к примеру, для крупного бизнеса ранее возмещались затраты по продвижению товаров на 30%, то теперь — это 40%. Средний и малый остались 50 и 60%.
Не знают или просто игнорируют. Североказахстанские предприятия неактивно пользуются выше перечисленными мерами поддержки, предполагая при этом, что справятся сами.
Даурен Жандарбек, заместитель акима СКО:
— Призываю предпринимателей активно участвовать в этих программах, это, естественно, дает нам возможность компенсировать определенные затраты и снизить стоимость вашей экспортируемой продукции. Это ваша конкурентоспособность на внешних рынках. Еще раз хочу и акиматам районным сказать, чтобы проработали аналогичные работы, до 13-го еще прием заявок идет в центре.
Может североказахстанские предприятия чего-то опасаются? Например, не получить обещанную компенсацию от отечественного центра индустрии и экспорта. Владимир Кан — директор ТОО»Династия Агро» из Жамбылского района — интересовался, есть ли риски не получить возмещение средств при перевозке продукции в вагонах, при договоренности с региональными логистическими компаниями.
Кан Владимир, директор ТОО «Династия Агро», Жамбылский район:
— Мы с ними заключаем договоры, оплачиваем им, потом хотим возместить затраты. В Костанайской области я точно знаю, что им было отказано в связи с тем, что вот эти постановления не распространяются на логистические компании, которые являются посредниками между грузоотправителями, собственниками вагонов и «Казахстан Темир Жолы».
Внятного ответа директор товарищества от эксперта региональной палаты предпринимателей не получил, заместитель главы региона заверил, что вопрос будет взят на контроль. Пока что-то остается непонятным, предприниматели боятся потерять деньги и с опаской смотрят на зарубежные рынки, показатели региона по экспорту падают.
В случае с мясом на 7 тонн, мукой почти на 57 тысяч тонн, зато цифры по молоку стали немного выше, хотя Россия в последнее время его покупает неохотно, держат фуры на границе, пока их содержимое не испортится, а затем отправляют товар назад.
Не лучше обстоят дела и на рынке стран Центральной Азии. Он для казахстанских бизнесменов, занимающихся переработкой зерна, с каждый годом становится все более закрытым. Это бьет по карману наших товаропроизводителей.
Талгат Наурызбаев, заместитель руководителя управления сельского хозяйства СКО:
— Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан стали активно развивать собственные мукомольные предприятия, перерабатывая на них казахстанское зерно, при этом эти страны ограничивают импорт казахстанской муки, внедряя протекционные меры: высокие акцизные налоги, увеличение ставки НДС, импортные пошлины, высокие транспортные тарифы.
Если вопрос со странами Центральной Азии остается открытым, то с Россией дела обстоят лучше. Россельхознадзор и Комитет ветеринарного контроля пытаются объединить несколько основных информационных систем, чтобы сделать документооборот между странами более автоматизированным и быстрым.
Марат Ибраев, руководитель областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора:
— Т.е. все выдаваемые ветеринарные документы, проводимые инспекторами, как Россельхознадзора, так и нашей инспекцией, они будут рассматриваться удобно, все можно будет увидеть. В этом плане сократятся сроки выдачи документов и меньше случаев задержек на границе.
Наши специалисты заверили, что в первые месяцы 2020-го казахстанская и российская информационные системы будут работать, как часы, пока же время от времени они дают сбои.
Дарья Пышмынцева