Ячмень, пшеница, льняные отходы. Примерно такой состав у кормов для КРС. Смесь поступает в экструдер. Там под давлением и воздействием высокой температуры, обычно при 120 градусах, она запекается. Такая обработка убивает вредителей, делает корм более питательным и легко усваиваемым. Вот и результат.
В час здесь могут получать до 100 кг экструдированных кормов. Оборудование костанайское, обошлось в 1,5 млн тенге. Также на нём можно делать гранулированное питание — в грубые корма низкого качества добавляют витамины, смесь прессуют. Всё, что получают, научные сотрудники испытывают на базовых предприятиях — это мелкие и средние сельхозформирования.
Евгений Айтжанов, старший научный сотрудник Северо-Казахстанского научно-исследовательского института сельского хозяйства:
— В дальнейшем планируем отработать оптимальный режим и наладить выпуск. В области отводятся большие площади под посев масличных культур, соответственно, осенью будут большие объёмы отходов. Если в чистом виде они плохо используются, то после переработки они будут иметь большую питательную ценность, и будут идти на приготовление кормовых добавок.
На наблюдения и испытания у сотрудников научно-исследовательского института три года. Проект финансирует Минсельхоз. Готовят здесь корма для КРС, лошадей, водоплавающих птиц и даже рыб. Все составляющие рецепта сначала проходят химический анализ в лаборатории. Позже этой процедуре подвергается и конечный продукт. Такое внимание к кормам неспроста. Главный научный сотрудник института Аяз Рамазанов посвятил изучению этого вопроса 40 лет.
Аяз Рамазанов, главный научный сотрудник Северо-Казахстанского научно-исследовательского института сельского хозяйства, д.с/х.н.:
— В наших кормах идёт огромнейший недостаток протеина (белка). Анализируя за мной многолетний опыт, нами установлено, что его не хватает до 30%, углеводов до 40-60%, жиров — 20-30% и комплекса витаминов, макро и микроэлементов. Голштинизированные, симментализированные породы — они очень чуткие к кормам, химическому составу.
При неправильном подходе за два поколения можно потерять всё поголовье, говорит учёный. При хорошем, меньше чем за 15 лет генофонд заграничных бурёнок будет полностью адаптирован под наши условия. Первую партию племенного скота в СК привезли 2009 году в КТ «Зенченко и К». Прошло 10 лет, но кормовая база до сих пор слабо развита, считает Аяз Рамазанов.
Аяз Рамазанов, главный научный сотрудник Северо-Казахстанского научно-исследовательского института сельского хозяйства, д.с/х.н.:
— От кормления зависит 70% затрат за продукцию. 20% — генетика, 5-10% — технология содержания. Одна из задач нашего института направлена на разработку норм кормления, потому что для каждого животного нужно разрабатывать отдельные нормы, по 22 показателям.
Уменьшить экономическую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей — одна из ключевых задач в работе сотрудников института. Местные корма будут почти вдвое дешевле, говорят специалисты.
ЖансулуТастемирова