Общество

После 2020 года старые лифты в Казахстане нельзя будет эксплуатировать

В 2013 году в силу вступил технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», согласно которому в течение семи лет все подъёмные устройства, изжившие свой срок, должны заменить. Но работа в СК практически стоит на месте. Проблему обсуждают члены регионального штаба по адаптации техрегламента.

Тахмина Оразалина, главный специалист департамента Комитета технического регулирования и метрологии по СКО :

— Хочется сказать жильцам домов, имеющим лифты, уполномоченным госорганам, городским властям, организациям, которые обеспечивают безопасность лифтового хозяйства, что уже сегодня надо задуматься о текущей проблеме, так как после 2020 года старые лифты нельзя будет эксплуатировать.

И их остановят. Тогда без лифтов могут остаться на крупных предприятиях: ХПП, элеваторах, заводах. Из 74 промышленных грузоподъёмников 60 отработали свой срок, а это четверть века.

Максут Мусаибов, главный специалист департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности по СКО:

— Мы выбираем предприятия, наиболее подверженные высокой степени риска, и осуществляем надзор. Нами была проведена проверка. На её основании была подготовлена ПСД на замену лифта в ТОО «Тимирязевский элеватор». Они сейчас проводят всю работу, ведут переговоры с белорусскими поставщиками.

Это редкий случай. Многим легче продлить срок сертификации. Если после проверки и испытаний лифта его признали безопасным, то возможна отсрочка до 3 лет. С начала года так поступили на 8 предприятиях региона.

По такой бесконечной схеме, пока совсем не выйдут из строя, работают и подъёмники в многоэтажках Петропавловска. В 2015-ом контроль над ними передали местным исполнительным органам.

Павел Шилов, заместитель руководителя управления по мобилизационной подготовке и гражданской защите СКО:

— По городу Петропавловску насчитывается 338 лифтов. На данный момент 178 отработали свой срок службы, это 25 лет и более. Граждане могут заменить или модернизировать. Модернизация подразумевает замену основных узлов-агрегатов с выдачей нового паспорта. Срок службы начинается с нуля.

Лифтовый механизм во втором подъезде дома 25 по улице Набережной по регламенту уже изжил свой срок. Это значит, что он в числе тех, кого в 2020 году отключат. Но старушка не подводит, говорит лифтёр Александр Байер. Чаще всего причина неполадок в другом.

Александр Байер, лифтёр:

— Когда 4 человека должно быть, вес 220 кг, а человек 5-6 сядут, двигатель не тянет. Приходится тянуть руками. Иди свет отключают когда. Вызовов стало намного меньше. Когда человек застревает, приезжаю минут через 5-15.

Жансулу Тастемирова, корреспондент:

— Заменой лифта должны заниматься сами жильцы. Но сразу встаёт финансовый вопрос. Сам механизм стоит около 8 млн, а его монтаж ещё порядка 4-х. Но есть дома, где всё-таки согласились на такие траты. Стоило ли это того? Давайте проверим!

Другая кабина и панель управления — ехать уже комфортнее. Нравятся новые лифты и Александру Байеру. Но ему важнее сам механизм, а он здесь электронный. Система автоматически выдает ошибку. Обошёлся беларуский лифт почти в 5 млн. Приобрели его жильцы шесть лет назад по программе «Модернизация ЖКХ».

Галина Сидорова, председатель КСК «Хименко, 2»:

— Последний взнос будет в июне 2019 года. Платят ежемесячно по 2461 тенге. Очень удобно. С 4-го этажа пользуются лифтом. Все довольны.

Новые лифты в доме номер 2 по Хименко есть в трёх подъездах. Все тоже купили по госпрограмме. Но последние три года в ее рамках замену лифтов не делали. Местные исполнительные органы пытаются помочь петропавловцам найти новые источники
финансирования. В противном случае, жильцам многоэтажек придётся ходить пешком, либо решать проблему своими силами.

 

Жансулу Тастемирова