Казахстан начал внедрение американской технологии Superpave для строительства дорог, которая применяется в более чем 130 странах. Новая методика позволяет создавать покрытия, способные выдерживать экстремальные климатические условия и высокие нагрузки.
Министерство транспорта в 2023 году сделало Superpave ключевым элементом модернизации дорожной инфраструктуры. Примечательно, что Казахстан мог внедрить эту технологию еще 20 лет назад, но планы остались нереализованными.
КаздорНИИ разрабатывает десять стандартов для новой технологии, три из которых утвердят до конца 2025 года. Страна разделена на восемь климатических зон для точного учета температурных перепадов при проектировании.
В Башкортостане Superpave показал впечатляющие результаты: срок службы покрытий вырос на 25%, затраты на содержание снизились на 30%, дефекты сократились на 40%. Казахстан адаптирует этот опыт под свои условия.
Главные вызовы — нехватка специалистов, модернизация заводов и расширение сети лабораторий. В транспортной сфере обучаются 34 тысячи человек, но этого недостаточно.
К 2030 году планируется довести долю дорог республиканского значения в нормативном состоянии до 100%, местных — до 95%. Предусмотрена реконструкция 14 тысяч километров местных дорог до 2029 года.
Министерство подчеркивает необходимость борьбы с коррупцией через цифровизацию и усиление контроля. Неудачный опыт с канадской технологией в Ойылском районе напоминает о важности системного подхода.