В рамках цифровизации по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Казахстане началось активное внедрение социального кошелька в приложении Egov Mobile, с помощью которого можно получить рецепт на медицинские препараты, минуя приём у врача.
НИКОЛАЙ НОВИКОВ, директор городской поликлиники №1:
— Они идут к себе на участок и выписывают рецепт в рамках амбулаторно-лекарственного обеспечения. Те препараты, которые им положены. В Egov Mobile есть раздел «Социальный кошелёк», появляется ваучер. Нажимая на него, появляется QR-код, по нему в аптеке фармацевт смотрит, какое лекарство, какая дозировка, сколько препарата и выдаётся препарат.
В данном новшестве имеется ряд преимуществ, которые превосходят прошлые варианты выдачи рецептов. Например, не нужно стоять в очереди в поликлинике.
НИКОЛАЙ НОВИКОВ, директор городской поликлиники №1:
— Все доучётники у нас уже на участке известны. Они знают своих медсестёр. Можно будет при поступлении лекарства позвонить медсестре, попросить выписать лекарственный препарат. Ваучеры упадут и, минуя приём врача, можно сразу подойти в аптеку и получить лекарственные препараты.
Со стороны поликлиник тоже предусмотрены некоторые преимущества социального кошелька.
НИКОЛАЙ НОВИКОВ, директор городской поликлиники №1:
— Удобства для нас: существуют определённые коррупционные риски, где-то не обеспечили препаратом, кто-то получил препарат. Население пожилое, кто-то получил две упаковки, а кто-то одну. Такие моменты были у нас. Мы же сзади на рецептах пишем, сколько упаковок получать, всё расписывается. Могут сказать, что роспись подделали и никто ничего не получил. Здесь всё подтвержается ЭЦП. Мы у себя сможем посмотреть, сколько препаратов получил пациент.
Трудности в регистрации социального кошелька возникают у старшего поколения — большинство из них пользуется кнопочными телефонами и не имеют возможности приобрести новый смартфон. Несмотря на это, очередь в первой городской поликлинике собралась большая. Сейчас там помогают с регистрацией на Egov Mobile. Привлекли соцработников. Горожане относятся к нововведению по-разному. Многие пока считают, что не каждый сможет разобраться в приложении и им проще пользоваться проверенным вариантом — брать рецепт у врача, написанный от руки.
— У меня кнопочный телефон. Пенсия маленькая. Что мне делать?
— Я, конечно, против. Живу одна, родственников здесь у меня нет. Дети в России живут, не приезжают.
— Вчера, чтобы установить социальный кошелёк, я пошла в ЦОН, отпросилась с работы, пошла, установила. Потому что самой там даже мне, зная не одну программу, тяжеловато было.
— Моей свекрови 98 лет. У неё нет телефона даже кнопочного. О каком приложении может идти речь? Я не могу зайти к ней в Egov, выкидывает мою страницу.
— Я пока не знаю, буду пользоваться или нет. На данный момент может быть да. Но дело в том, что у меня муж тоже инвалид второй группы, у него тоже кнопочный телефон. И я не смогу к нему в Egov зайти. Например, если я плачу коммунальные услуги, могу туда несколько лицевых счетов вбить, то на получение лекарства только я одна могу на свой телефон. Я туда дополнительно никого не могу добавить.
— Это для таких людей, как я, стариков, очень плохо. Потому что не у каждого есть сотовый. У меня есть сотовый, но он кнопочный.
Есть и те, кто согласен с внедрением социального онлайн-кошелька и уже пришёл получать медицинские препараты через приложение.
— Первый раз пришла через Egov получать лекарства. Ещё не получила. Но я думаю, что так будет лучше, чтобы не стоять в очереди в кабинет. Я уже зарегистрировалась. Сын помог.
За несколько дней в первой поликлинике лекарствами в рамках соцкошелька обеспечили порядка 600 человек. Пациентам, у которых нет смартфонов, врачи, конечно же, будут идти навстречу и выдавать рецепты в привычном варианте. Но, в будущем планируется полностью перейти на электронный формат.
Валерия Сиваш