Время уже 15.00 дня, а перед Зайни Сагындыковой в очереди еще сто человек. Когда 74-летняя пенсионерка попадет домой, даже не знает. Пришла утром, чтобы олатить в кассе счета за коммунальные услуги. Но, здесь уже была целая очередь людей. Все дело в том, что кассы по оплате услуг в городе закрываются. В «Севкаэнергосбыте» их осталось две.
ЗАЙНИ САГЫНДЫКОВА, жительница Рабочего посёлка:
— 346 у меня сейчас, будет только 240. Впереди меня более 100 человек. И когда моя очередь дойдет, я не знаю. У меня, к примеру сахар второго типа. Мне надо где-то попить, а приходится ждать. Это же невозможно! И все обращаются в возрасте люди.
В очереди в основном пенсионеры и люди с инвалидностью. Приходят в кассу они, потому что видят это единственной возможностью оплатить коммуналку. Банковскими приложениями пользоваться не могут, поскольку нет смартфонов. У традиционных кнопочных телефонов нет такой функции. 33-летняя Светлана Петрова — инвалид по зрению. Она не видит, рада бы и пользоваться гаджетами и оплачивать онлайн, да не может.
СВЕТЛАНА ПЕТРОВА, жительница г. Петропавловска:
— Вышла старшая кассир, предупредила, что сейчас работают две кассы. В ноябре будет работать одна. А в декабре закроются все. И будем платить через интернет. Это крайне неудобно, особенно тем, кто плохо видит. Сказали, надо будет ходить на «Казпочту». А там очень много народа, также как сейчас. Здесь более 500 человек. Хочу попросить руководство города, чтобы приняли меры, чтобы создали правильные условия для нас, для пожилых людей, чтобы платить нам через кассы, чтобы всё было максимально удобно и крайне легко.
По словам генерального директора ТОО «Севказэнергосбыт», закрытие касс — это запланированная мера в рамках цифровизации всех процессов, в том числе и по взаимодействию с потребителями коммунальных услуг. Всё это делается в рамках поручения Президента о минимизации любых физических контактов монополистов с потребителями.
МАГАУИЯ САГАНДЫКОВ, генеральный директор ТОО «Севказэнергосбыт»:
— ТОО «Севказэнергосбыт» уже несколько лет проводит планомерную работу по переходу на онлайн-платежи, так до 2020 года доля наличных платежей составляла более 50%, в настоящее время этот показатель снизился на 8%. Мы следуем общеказахстанской тенденции по сокращению наличных платежей и переходу полностью на безналичный расчет. Во многих городах эти процессы уже внедрены. Безналичные платежи уменьшает возможность ошибок со стороны нашего персонала, поскольку исключается человеческий фактор при обработке платежей. Происходит автоматизация процессов, что позитивно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Переход на онлайн-платежи позволит товариществу сократить расходы на содержание помещения, оборудования для работы с наличностью и его обслуживание, на зарплаты кассиров. Таким образом, переход на онлайн- платежи приведет к снижению затрат, которые входят в тариф.
МАГАУИЯ САГАНДЫКОВ, генеральный директор ТОО «Севказэнергосбыт»:
— С 1 января был изменен режим работы касс в сервис-центре по ул. Жумабаева 66. Для полного информирования населения в сервис-центре находятся консультанты банков 2го уровня и консультанты нашей компании, которые разъясняют процесс проведения онлайн — платежей, а также посредством терминалов.
На данный момент две кассы по улице Магжана Жумабаева, 66 функционируют в штатном режиме. Также коммунальные услуги можно оплатить через приложения и в кассах банков второго уровня. О каких-либо дальнейших изменениях население оповестят заранее, пояснили в товариществе.
Камилла Карим