Sailau banner

Общество

До 100 рейсов в сутки: об истории аэропорта рассказали ветераны авиации

Раньше воздушное движение в Петропавловске было достаточно активным. Через наш город проходило много рейсов. Вся история хранится здесь — в самом центре филиала «Казаэронавигации». Эта комната — бывшая штурманская, а сейчас — музей. Здесь можно найти старое расписание рейсов, форму, документы, оборудование.

— Вкратце, это часы самолётные АН-2, вариометр, а это приборы для измерения ветра, влажности воздуха. Это самый главный прибор у метеорологов для измерения давления. Это барометр ещё со старого аэропорта. Настоящий, ртутный.

При входе первое, что бросается в глаза, — большая обзорная карта границ зонального центра Единой системы управления воздушным движением Советского Союза. Петропавловск — в самом центре.

ЕВГЕНИЙ АНЕНКОВ, руководитель полётов Петропавловского филиала РГП «Казаэронавигация», ветеран авиации:

— Красные линии — это центральные рейсы больших самолётов, которые проходили через нас. А маленькие синие — это воздушные суда, применяемые в народном хозяйстве. Это наши «АН-2». И в бурю, и в непогоду доставлял грузы, привозил обратно людей. Это тоже было. Хлопок — Шымкент. В Узбекистан на хлопок. Я не знаю крупных городов, куда нельзя было улететь. Легко можно было попасть из Ленинграда через нас в Барнаул, Читу, Владивосток, Омск. По нашему родному Казахстану я даже не считаю. Тут можно было практически в любой город попасть.

Евгений Аненков этой профессии посвятил 45 лет своей жизни. О выборе не жалел ни секунды.

ЕВГЕНИЙ АНЕНКОВ, руководитель полётов Петропавловского филиала РГП «Казаэронавигация», ветеран авиации:

— Было очень здорово. Но, знаете, мы были в своём времени. И мы это время захватили, когда был пик в авиации. Тогда летало всё, что может летать. Это было здорово, конечно. Здесь гудел весь аэропорт, вы знаете. У нас было до 100 рейсов в сутки, вместе с маленькими «АН-2». Было сложно. Сейчас другая техника. Она помощь оказывает на все 100%.

ДИАНА САЛИХОВА, корреспондент:

— Сейчас мы находимся в командно-диспетчерском пункте «Вышка». Здесь трудятся два диспетчера и руководитель полётов. В скором времени здесь закипит работа. Ожидается борт из Шымкента.

РОМАН КОСИНОВ, диспетчер ОВД Петропавловского филиала РГП «Казаэронавигация»:

— Вот, это вот точка — это самолёт. Здесь есть формуляр, в котором отображается информация об этом рейсе: его позывной, высота, скорость, азимут и прочая информация. Перед тем, как заступить на дежурство, я прохожу инструктаж. Я узнаю погоду, фактическую и прогнозируемую. Погоду на запасных аэродромах.

По сравнению с прошлым, экранов стало больше, как и информации на них. Вот эти вот приборы, например, при плохих метеоусловиях переходят в минутный режим, постоянно обновляя информацию о погоде. Её постоянно докладывают пилоту. Бывают и сложные случаи, говорят специалисты.

САЯН БАКИШЕВ, диспетчер ОВД Петропавловского филиала РГП «Казаэронавигация»:

— Основная сложность из-за конструкции в том, что у нас одна полоса и рулежная дорожка. Если рейсы прилетают по времени очень близко, самолету требуется минут 7, чтобы приземлиться, развернуться и освободить полосу. Из-за этого надо второй самолет затягивать. Это накладывает ограничения. Мы можем принять примерно 7 самолётов в час. Максимальная нагрузка была у меня в карьере — саммит 2018 года. В тот день мы обслужили 36 самолётов.

В обычное время принимают по три самолета в день. К слову, борт с юга совершил успешную посадку. Довольные пассажиры проходят в аэропорт. Это, признаются работники авиации, самая главная задача и конечная цель всех задействованных служб. К слову, на сегодня здесь трудятся порядка 100 человек. Из них порядка 5 — ветераны авиации, которые начинали свой путь ещё в Советском Союзе. Стоит отметить, что 18 августа — День воздушного флота СССР.

 

Диана Салихова