Считается, что работу правительства можно не только оценить, но и измерить. Измерение качества государственного управления является сложным процессом, который включает в себя множество аспектов и критериев. Различные организации и исследовательские институты разрабатывают различные методологии и индексы для оценки эффективности государственного управления. На роль универсальной методики оценки качества государственного управления претендуют разработки Института Всемирного банка, эксперты которого сыграли большую роль в научном осмыслении проблем реализации политических реформ по всему миру.
В настоящее время Всемирный банк использует методологию, основанную на наборе критериев качества государственного управления, предложенных Д. Кауфманом. Этот набор включает в себя шесть индексов, оценивающих различные аспекты государственного управления.
Право голоса и подотчетность
Измеряются различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Это включает степень участия граждан в выборе правительства и независимость прессы.
Эффективность правительства
Отражает качество государственных услуг, степень бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы и доверие к политике правительства.
Качество законодательства
Оценивает проводимую правительством политику в отношении мер, противоречащих рыночной экономике, таких как контроль цен, неадекватный контроль банков и избыточное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
Верховенство закона
Измеряет уровень доверия граждан к законам, эффективность законодательной системы и приверженность к исполнению законов.
Политическая стабильность и отсутствие насилия
Включает показатели, оценивающие вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки из-за насилия, такого как терроризм и внутреннее насилие. Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса.
Контроль коррупции
Отражает восприятие коррупции в обществе, включая различные аспекты, такие как «дополнительные выплаты за выполнение работ» и влияние коррупции на бизнес и политические элиты.
Основной недостаток данного метода оценки государственного управления заключается в том, что он предназначен для проведения международного сравнения, а не для отслеживания динамики изменений в данной области внутри конкретной страны. Эта система разработана для сравнительного анализа положения разных стран в определенный период времени. Однако, активным гражданам, интересующимся политикой, может быть полезно изучение опыта стран из верхушки рейтинга для понимания того, как могут быть выстроены отношения государства и гражданского общества.