Защищать права и жизнь своего народа — такой долг несёт каждый сотрудник правоохранительных органов. Сегодня нам выпал шанс окунуться в работу полицейских и примерить на себя эту профессию. Сегодня мы попробовали себя в роли криминалистов.
ДИАНА САЛИХОВА, корреспондент:
— Работа криминалиста начинается с места происшествия. Этот угнанный автомобиль был обнаружен на территории городского пляжа. Это инсценировка. Сейчас специалисты осматривают место присшествия на наличие вещественных доказательств.
С собой у стражей порядка специальный чемонданчик. Кстати, очень тяжёлый. В нём необходимые инструменты для сбора материалов. Главное в этой работе — уметь составлять полную картину произошедшего, быть очень внимательным к деталям. Вот окурок лежит на земле около машины. Возможно, преступник нервничал и закурил. Объект стоит изъять на экспертизу. Далее, остались ли на автомобиле отпечатки пальцев? Криминалист окрашивает участки машины специальным порошком. И вот он — отпечаток.
Далее собранные материалы отправляются в участок на экспертизу. В этой комнате проверяются отпечатки пальцев.
АЛЕКСАНДР ХЛЕВОВ, начальник отдела криминалистического обеспечения досудебного расследования ОКУ ДП СКО:
— Моя работа заключается в контроле над осмотром места происшествия по тяжким и особо тяжким преступлениям на всей территории СКО. В то же время я являюсь администратором автоматизированной дактилоскопической системы базы данных «Папилон» и системы «БИЛ» — биометрической идентификации личности». Систему «Папилон» криминалисты используют с 1997 года. Сейчас данная система вмещает в себя около 380 тысяч дактилокарт подучётных лиц, сотрудников, трудовых мигрантов.
ДИАНА САЛИХОВА, корреспондент:
— Сейчас криминалисты пользуются автоматизированной информационной системой «БИЛ» — биометрическая идентификация личности. Плюс этой системы в удобстве. Во-первых, современный дизайн упрощает работу. Во-вторых, эта система точнее, поскольку автоматизирована. И работает значительно быстрее морально устаревшей системы «Папилон».
Для сравнения: «БИЛ» проверяет материалы за 30-40 сек, а «Папилону» требуется от 15 минут до часу. Параллельно работают криминалисты-одорологи. На найденных на месте происшествия предметах могут остаться запахи преступника. Специалист их изымает.
АЗАМАТ ИБРАЕВ, старший криминалист ОКУ ДП СКО:
— Запахи изымаются на специальные фланелевые салфетки, которые до этого были стерилизованы и упакованы в специальные банки. Данными салфетками оборачиваются предполагаемое место, где мог держать преступник. После наркывается салфетками, затем фольгой. И оставляют на не меньше часа для того, чтобы запах впитался.
Хранятся изъятые запахи в этой комнате. После раскрытия дела банки утилизируются. А служат они для выборки. Теперь в дело вступает кинолог.
ДИАНА САЛИХОВА, корреспондент:
— Первым делом криминалист-одоролог подготавливает несколько баночек. В них фланелевые салфетки с запахом. Здесь — с места происшествия, а это — донорская баночка с запахом подозреваемого. Сейчас мы достаём салфетку из донорской баночки и кладём её в баночку стартовую — ту, которую будет нюхать собака.
Под пристальным взглядом понятых и с видеосъёмкой криминалист кладёт материал вот в такие штативы. Здесь нужные запахи и не относящиеся к делу. Задача служебной собаки обнаружить тот, что соответствует запаху из стартовой банки. Для эксперимента мы положили её в штатив под номером 1.
1,5 годоваля Мэри справилась на ура. Она обнаружила запах сразу же, но все-же проверила и остальные штативы, чтобы убедиться. Такую выборку проводят три разных «четвороногих криминалиста». Иногда, говорят полицейские, это занимает не один месяц. А мы отправляемся в следующий кабинет. Здесь составляется фоторобот подозреваемого.
БАХТИЯР ШЕРЯЗДАНОВ, старший криминалист оперативно-криминалистического управления УП г.Петропавловска:
— Он говорит от 30 до 40 лет примерно. Нажмаешь от 30 до 40. Далее, допустим, он знает имя, может раньше был знаком, вводишь имя. Потом для более быстрого поиска нужно ввести национальность, европейской внешности. Дальше нажимаешь поиск и выходят лица.
Зачастую, признаётся полицейский, фоторобот не похож на реального преступника. Точных описаний свидетелей где-то 20-30% из всех дел. Тем не менее, потерпевший может запомнить важную деталь, например, шрам или татуировку. Так найти виновного намного проще. В целом, успех криминалистического отдела — это слаженная работа сотрудников. Как единый организм они собирают пазл «правды». Профессия криминалиста не из простых, но очень увлекательна. Здесь нужно иметь железные нервы, говорят стражи порядка. Всего в нашей области на благо народа трудятся 48 сотрудников оперативно-криминалистического отдела.
Диана Салихова